Транспортные узлы это не приговор

Более часа на «прямой линии» министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак общался с читателями «СБ»...

Более часа на «прямой линии» министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак общался с читателями «СБ». Терпеливо и подробно раскладывал по полочкам, почему тот или иной поезд не останавливается на конкретной остановке. Раскрывал карты, когда наши грузоперевозчики смогут работать на российском и казахстанском рынках. Вникал в местечковые проблемы отмены автобусных рейсов, чтобы позже дать поручения своим помощникам разобраться. Сегодня мы публикуем ответы на наиболее интересные в масштабах страны и резонансные обращения. Полная версия диалога в ближайшее время появится на сайте www.sb.by. Следите за обновлениями!


О железной дороге


— Пуховичский район беспокоит. Деревня Пережир. На осиповичском направлении сейчас отменено очень много электричек. А у нас 70 детей на них в школу добираются и обратно. Получается, они должны уехать с учебы уже в 12.40. Потому что затем электричка лишь в 17 часов. Есть в расписании поезд после двух часов дня, но фактически он не ходит. Не продумано как–то все это...


— Отмена электричек связана с тем, что там идут работы по строительству третьего пути, обновлению инфраструктуры для запуска городских линий. Для вашего же в том числе удобства. Летом работы будут вестись еще более интенсивно. Поэтому придется решать проблемы с помощью автобусов. Будем искать варианты. Ведь что–то делать, не останавливая на этих участках движение, невозможно. Нет таких технологий. Потому–то много лет и не начинали электрифицировать многие участки дороги по самым разным направлениям. Ведь это не автомобильное шоссе, где можно пустить транспорт в объезд. Альтернативный вариант — работать «в малые окна». Но это слишком затратно и долго. Несколько минут — и приходится снова убирать технику, восстанавливать подачу напряжения и так далее.


* * *


— Ирина Рощина. Проживаю недалеко от о.п. Техникум осиповичского направления. Работаю в Минске. Почему руководство железной дороги, планируя масштабную реконструкцию путей, не соизволило заранее проинформировать пассажиров об этой «радости» всеми доступными способами — через СМИ, через объявления на вокзале и в самих электричках — и заодно не извинилось за причиненные неудобства?


— Разберемся. Думал, в нынешнем году железнодорожники в этом плане будут работать лучше. Ведь и на ждановичском направлении в прошлом году таких претензий было немало. С расписанием они работали тогда из рук вон плохо. Еще и потому, что, например, приезжал начальник дороги и указывал: вот это вы должны были сделать, но не сделали. И работники выбирали: получить нагоняй за то, что не выполнили команду руководства, или за то, что отменили электричку, заблаговременно не оповестив население. Часто выбирали второе.


* * *


— Это Сычева Любовь Борисовна, Светлогорский район. Наша деревня находится в 500 метрах от остановочного железнодорожного пункта Узнаж. В округе проживает 3.576 человек, немногим меньше население в деревнях двух соседних сельсоветов. Нам всем удобен поезд Минск — Калинковичи — Гомель. В первую очередь студентам, которые учатся в Минске и Гомеле. Но он у нас не останавливается. Поэтому, чтобы сесть в него, приходится ездить в Светлогорск. Это 19 километров. Просим вас рассмотреть возможность остановки этого поезда в Узнаже.


— Но скоростной поезд не может останавливаться на каждом полустанке! Иначе он перестает быть таковым. Ваш вопрос может решиться, когда будет закончена электрификация направления Жлобин — Калинковичи. Думаю, это произойдет до конца следующего года. Следовательно, поезда станут ходить быстрее, время следования по маршрутам сократится. Соответственно изменится и расписание. Кстати, непосредственно в сам Жлобин с электричками мы придем уже к нынешним «Дажынкам».


* * *


— Любовь Дмитриевна, Доманово, Ивацевичский район. Почему нет кондукторов в электричках экономкласса по маршруту Минск — Брест? Бывает, не успеваешь купить билет, заходишь в вагон, а там ревизоры сразу штрафуют.


— Если на станциях, на остановочных пунктах есть кассы, то содержать еще и разъездных кассиров вдвое дороже. Проще и правильнее не опаздывать. Мы ведь стремимся к тому, чтобы снижать неоправданные затраты, которые так или иначе отражаются на стоимости билетов.


— А почему бы не поставить в вагонах терминалы по продаже билетов?


— Вот это правильное предложение. Реализовать его в первую очередь можно в новом подвижном составе. Я возьму эту работу под свой контроль.


— Нельзя ли пустить дополнительную электричку Минск — Брест с пятницы по воскресенье? Лучше всего где–то в районе 17 часов. А так многие не успевают после работы уехать на 15.30 и 16.15. Было бы вообще хорошо, если бы из Минска она шла около 20.00.


— Это для вас будет так удобно. А для некоторых других населенных пунктов — нет. И тогда нам будут звонить уже оттуда: почему отменили ту, удобную для нас, электричку? Лучше организовывать дополнительные рейсы. На брестском направлении это возможно. Но не на устаревшей технике. Тот подвижной состав, который производился еще в советские времена, не соответствует никаким нормам экономичности и эффективности использования. Его придется весь менять. Покупать вагоны за границей за валюту тоже не совсем правильно. Придется подождать. К концу этого года в Фаниполе войдет в строй завод по производству самых современных электричек. И пополнять парк, открывать новые маршруты следования мы будем за счет их.


* * *


— Мастаков Сергей Петрович, Лиозно. В нашем городе на железнодорожном переезде отстаиваются поезда. А строить новый считают нецелесообразным. Предпочли пустить в обход автобусы. В результате расстояние увеличилось вдвое, время в пути — с 15 минут до получаса. Выросли и расходы на горючее, цена билета. И это при нашей мизерной средней зарплате по району... Почему груженые составы стоят по 3 часа? Даже по пять! Не могут разойтись со встречным. Там однопутка. Почему не сделать двухпутку? Тем более это было предусмотрено.


— В планах на будущее такой проект существует. Транзитное направление, которое проходит через Лиозно — Россия — порты Латвии, одно из самых интенсивных. Развивать его в интересах государства. Но строительство второго пути и переезда будет начато, когда завершатся переговоры между Россией, Латвией и Беларусью по развитию грузового сообщения. Сейчас заниматься этим смысла нет. Потому что двухпутки нет и на территории Латвии. Инфраструктуру направления можно развивать только синхронно. Например, сейчас Латвия может принимать в сутки лишь 36 поездов.


О дорогах


— Анна Богушевич, Бенякони, Вороновский район. Мы живем вблизи таможни. Под нашими окнами день и ночь стоят фуры. Моторы работают, коптят, гудят сирены, водители выясняют между собой отношения вплоть до драк. Как нам жить?


— Есть такая проблема. Вопрос о строительстве обхода агрогородка Бенякони рассматривался на уровне Правительства. Пока же было принято решение установить на подъезде к этому населенному пункту светофор. Чтобы фуры не скапливались непосредственно в деревне. Ждали своей очереди на пересечение границы за ее пределами. А следить за работой этой сигнализации должны соответствующие службы пограничного контроля.


* * *


— Иван, работник дорожной отрасли. Почему на реконструкцию километра местных дорог выделяется в 10 — 12 раз меньше, чем на километр дорог республиканского значения? Межремонтные сроки давно превышены почти у 98 процентов местных дорог. С такими темпами финансирования в следующий раз они будут реконструированы в лучшем случае через 100 лет.


— Денег, которые выделяют облисполкомы, в самом деле крайне недостаточно. Аналогичное положение складывается с финансированием ремонтных работ на республиканских дорогах после сложной зимы. Однако сравнивать затраты на километр республиканских и километр местных дорог не совсем корректно. Интенсивность движения разная. Отличаются они и по геометрическим параметрам. Скажем, ширина проезжей части республиканских трасс — от 7 до 21 метра. Местных — 4,5 — 6 метров.


О грузовых перевозках


— Добрый день, уважаемый Анатолий Александрович! Меня зовут Ирина Вацлавовна Яжевич. Я работаю в небольшой автотранспортной фирме директором. Мы осуществляем перевозки грузов из Беларуси в страны Евросоюза и России. Работаем всегда на грани, с напряжением. Возьмем, скажем, посредников. Развелось очень много диспетчеров, называющих себя экспедиторами. Профессионализм их на уровне пятиклассника...


— Да, в связи с отменой лицензирования транспортно–экспедиционной деятельности такая проблема появилась. Поэтому назрел вопрос о необходимости введения обязательного требования каких–либо гарантий, например, финансовых, к экспедитору. Либо другой вариант. Обязательным условием для осуществления транспортно–экспедиторской деятельности может стать страхование ответственности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств надо отвечать.


— А почему для реальных перевозчиков нельзя создать открытый сайт с актуальными предложениями?


— Ассоциация «БАМАП» сейчас такой информационный ресурс внедряет. Пока он находится в стадии доработки. Там можно будет посмотреть не только актуальные предложения по наличию грузов. Но и, наоборот, есть ли для их перевозки свободные транспортные средства.


* * *


— Моя фамилия Драчук, представляю транспортное предприятие ООО «Висма–В», Брест. Просим разъяснить ситуацию касательно обеспечения дорожными разрешениями Российской Федерации и Казахстана белорусских перевозчиков. У нас с этими странами Единое таможенное пространство, много общих целей, проектов, но транспортное согласие, к сожалению, не наступает.


— Переговоры, надо признать, трудные, но мы их ведем с нашими партнерами по Таможенному союзу. По трехсторонним перевозкам у нас есть сложности в переговорах с Казахстаном. Пока мы находим понимание только по отмене разрешений в двусторонних перевозках. Например, когда мы озвучиваем свою позицию по отмене системы разрешений по перевозкам автомобильным транспортом, в ответ получаем предложения по отмене всех ограничений по авиаперевозкам. Но соглашение о свободном рынке услуг уже подписано, оно вступит в силу после 2015 года. Нам, конечно, хотелось бы пораньше. Пока договориться не удается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter