Транспортную отрасль ждут серьезные изменения

Транспортная система нуждается в техобслуживании

Из–за нестыковок в правовой базе транспортной системы бюджет недополучает круглые суммы. К такому выводу пришли депутаты, обсуждая в Парламенте с представителями Министерства транспорта и коммуникаций, общественных организаций болезненные проблемы отрасли. Автопарки, работая в убыток, закрывают важные маршруты, а международные перевозчики, которые едут через нашу страну транзитом, порой платят миллиардные штрафы по причине отсутствия документа, за который они не отвечают.



Объем международных грузоперевозок нашей страны упал на три процента. За этой небольшой цифрой — солидные суммы. С чем это связано? Николай Боровой, председатель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», констатировал, что в целом грузопоток между Востоком и Западом заметно снизился, цены на перевозки уменьшились на 50 процентов, доходы компаний упали. Экспорт транспортных услуг в нашей стране сократился на 24 процента, в два раза замедлились темпы обновления автопарков. Инвестиции в бизнес упали в три раза. Недополученную прибыль сложно подсчитать.

Однако не только международные причины мешают развитию бизнеса. Из–за несовершенства правового поля пострадали десятки фирм, осуществляющих международные перевозки. Все дело в том, что перевозчик, следуя транзитом через нашу страну, обязан иметь при себе два вида документов: один — для международной транспортировки товара и другой — для внутренних перевозок. Однако многие отправители, руководствуясь иными правовыми актами, отправляют груз, к примеру, из России в Европу, лишь с одним документом для международных перевозок. В результате таможенные органы, руководствуясь внутренними правилами перевозки грузов, штрафуют перевозчика, а не отправителя грузов, при этом взыскивая стоимость перевезенного товара, а это — миллиардные суммы. Виктор Валюшицкий, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей, рассказал, что к нему обратились представители 35 брестских фирм с просьбой помочь разобраться в этой непростой ситуации, которая грозит обвалом рынка перевозок.

— В результате авто идут в обход, а мы говорим о нашем транзитном коридоре. Так какая же мы привлекательная для перевозчиков страна, если конфисковываем транзитный груз? — задался вопросом председатель комиссии.

Депутаты уже давно взяли тему на карандаш и пообещали, что в новом проекте закона о транспортных перевозках, который поступит в Парламент в ноябре, эта неразбериха будет разрешена. В частности, рассказал заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко, предлагается обязать перевозчиков иметь при себе товарно–транспортную накладную только для внутренних перевозок.

Еще одна наболевшая тема — внутренние пассажирские перевозки. Владимир Сосновский, председатель правления РОО «Белорусский союз транспортников», уверен, что граждане недовольны общественным транспортом и все стремительнее пересаживаются на личное авто из–за низкого качества услуг. Именно поэтому автопарки страдают от отрицательной рентабельности. Владимир Сосновский обратил внимание на то, что операторскую функцию выполняют сами перевозчики:

— Они работают без финансовых договоров, получая при этом субсидии. Конечно, за их деятельностью следят уполномоченные государственные органы, однако по–прежнему эти предприятия работают неэффективно.

В свою очередь, Министерство транспорта и коммуникаций отмечает, что идея о создании областных операторов, которые бы распределяли маршруты между частными и государственными перевозчиками, скорее всего, войдет в проект нового закона. Но по всему видно, что это лишь одна из сторон большой проблемы, которая требует комплексного решения.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 208 (24838). Среда, 28 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter