О новой системе оплаты за проезд

Транспорт тянет экзаменационный билет

Талоны, жетоны, бумажные проездные и магнитные карточки, при помощи которых мы оплачиваем проезд, — это настоящее. Бесконтактные карты — ближайшее будущее. Причем проездной у минчан, как недавно заметил Премьер–министр Михаил Мясникович, должен быть единый — как на городскую электричку, так и на другие виды общественного транспорта. Новинки будут тестировать уже в следующем году.


Тарифная политика на первых порах должна остаться прежней. Впрочем, ее новая концепция прорабатывается. Какой она будет? Поживем — увидим. Возможности автоматизированной системы оплаты и контроля проезда таковы, что позволяют выбрать из множества наиболее оптимальный вариант. Однако уже сейчас понятно, какой концепция быть не должна.


Транспортники традиционно повторяют одну и ту же мысль: тариф целесообразно рассчитывать, исходя из километража или количества проеханных остановок. На бумаге эта затея выглядит вроде бы гладко. Именно так сейчас формируют стоимость билетов по пригородным и междугородним направлениям. Однако постоянные пассажиры давно смекнули: автобусы, которые едут по кратчайшему маршруту, обходятся гораздо дешевле тех, которые петляют по городам и весям и, образно говоря, кланяются каждому столбу. А ведь точно такая же ситуация может возникнуть и при городских перевозках. Чего греха таить, далеко не все маршруты проложены «по прямой», где не придется переплачивать за холостые километры, лишние крюки да объезды.


Логичной выглядела бы система оплаты по времени в пути. Справился за полчаса — одна цена. За час — другая. Подобное наблюдал в некоторых европейских городах. Казалось бы, тогда можно не задумываться о том, сколько сделать пересадок, чтобы быстрейшим образом попасть из пункта А в пункт Б. И при этом, как сейчас, не выложить за талоны уйму денег. Но здесь лично меня смущают минские заторы, порой превращающиеся в самые настоящие пробки (супруга из–за ДТП легковых авто на кольцевой автодороге недавно провела в автобусе не 25 отведенных расписанием минут, а почти два часа!). А еще — несогласованность в графиках движения маршрутов. Многие, особенно жители «спальных» микрорайонов, успели подметить: наши автобусы–троллейбусы привыкли сбиваться в «стаи», интервалы между которыми слишком велики.


А еще я никогда не понимал, почему наши многоразовые проездные разделены по виду общественного транспорта. Но этот сомнительный подход собираются перенять и сейчас. «На карту можно одновременно занести любые виды тарифов. Например, 5 поездок на автобус и проездной на троллейбус на 45 дней с активацией срока при первом приложении карты», — написано в пресс–релизе компании, занимающейся разработкой электронного проездного. Только объясните, в чем принципиальное отличие поездки на автобусе от поездки на троллейбусе? Затраты, не спорю, могут быть разными. Но ведь и талон на трамвай, и талон на автобус, и жетон на метро стоят в Минске нынче одинаково. Общественный транспорт, ко всему прочему, у нас стал взаимозаменяемым. Реконструируют рельсы? Извольте пересесть с трамвая на автобус. На смену автобусу — там, где есть провода, — приходит троллейбус. Автобусы тем временем отправляют туда, где контактной сети нет, — в новые микрорайоны. И ладно бы делали это с первого числа. Так нет же, по закону подлости, как правило, именно тогда, когда еще действует старый и внезапно ставший ненужным проездной. А кто из пассажиров обрадуется дополнительным тратам?


Есть в новой системе и совсем не очевидный момент, который грозит стать настоящим подводным камнем. Ведь она позволит считать пассажиропотоки. Приложил честный пассажир бесконтактную карту — попал в статистику. А вот «заяц» в нее по определению не попадет. Он превратится в того самого «суслика», который в салоне едет, но аналитикам, собирающим информацию, не виден в упор. Что будет, если «сусликов» окажется много? Это чревато тем, что тот или иной маршрут по привычному расписанию в один прекрасный день попросту не придет. Его сократят, потому что сочтут «пустым» и не приносящим в казну денег. А значит, всем нам придется задуматься о том, как бы желание сэкономить по мелочи, в конце концов, не заставило расплачиваться по полной...


Советская Белоруссия №228 (24365). Среда, 4 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter