Трансген насущный

Если на поле без ГМО еще обойдемся, то в аптеке — никак

Если на поле без ГМО еще обойдемся, то в аптеке — никак 

Транснациональная компания «Монсанто» — мировой лидер в области биотехнологии растений и «красная тряпка» для активистов, протестующих против генетически модифицированных продуктов, — давно завоевала американский сельскохозяйственный рынок и рынки стран, где не испытывают страха перед ГМО. Европа, опасаясь грозного конкурента, ведет себя более осторожно по отношению к новым технологиям. Но генно-инженерные исследования все же активно развивает. На всякий случай. Чтобы не отстать. А как в этой ситуации поступает Беларусь?

— Мы тоже начиная с 90-х годов прошлого века ведем такие исследования, но полученные результаты относятся еще к чисто научным, и пока о выходе на промышленную основу говорить рано, — поясняет заместитель директора по научной работе Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси кандидат биологических наук Валентина Лемеш. — Тем не менее первичные трансгенные растения нами уже получены. Прежде всего речь идет о картофеле. Учеными института выделены трансгенные линии сорта «скарб», обладающие повышенной устойчивостью к колорадскому жуку. Получен картофель сорта «дельфин» с устойчивостью к грибным патогенам, ведется работа с сортом, который должен отличаться повышенным образованием клубней благодаря внедрению гена, выделенного из коры надпочечников. Кроме того, выявлены десятки трансгенных линий того же сорта «скарб», которые показывают высокую устойчивость к возбудителю фитофтороза. Проведена также трансформация льна-долгунца, который получил ген устойчивости к гербицидам, на очереди масличный лен. Интересную работу провели также генетики Белгосуниверситета совместно с коллегами из Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси, которые получили растение рапса с геном интерферона. То есть учеными нарабатывается научный багаж, который позволит затем, если возникнет острая необходимость, развивать генно-инженерные исследования и практические работы для нужд села более интенсивно.

Пока же, как утверждают специалисты сельского хозяйства, приемлемая для Беларуси урожайность в большинстве случаев обеспечивается обычными средствами — новыми сортами, технологиями. Не очень-то подталкивает производителей и рынок. Ни одна из 17 лабораторий, которые выборочно проверяют завезенные из-за рубежа продукты питания, не выявила массового наплыва трансгенов. В среднем по стране лишь около 1 % продукции содержит генетически модифицированные ингредиенты, причем в подавляющем большинстве случаев это генетически модифицированная соя, иногда кукуруза. Проверка рапса, риса, томатов и некоторых других зерновых, овощей и фруктов, которая велась на самом современном оборудовании, вовсе не выявила ни одного случая завоза в Беларусь продуктов, содержащих ГМО. Поэтому, чтобы попусту не тратить деньги на дорогостоящее тестирование, сегодня в стране проверяют только то, что содержит сою или кукурузу. Вместе с тем запрета на ввоз такой продукции у нас, как и в большинстве государств, не существует, так как доказать ее вред еще никому не удалось.

Если с продуктами питания ситуация для активного использования достижений генетической инженерии, судя по всему, еще не вполне созрела, то медики все чаще бьют тревогу по поводу отсутствия в их арсенале лекарств нового поколения, полученных с помощью генетической модификации. Зарубежные фармацевтические компании уже насыщают рынок созданными с использованием генно-инженерных технологий уникальными по эффективности препаратами, используемыми при лечении онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, почечной недостаточности и других патологий. Белорусские фармацевты на этот вызов отвечают пока скромно. Но все же отвечают.

— Наше предприятие впервые в стране освоило производство готовых лекарственных форм генно-инженерного инсулина, — сообщила начальник отдела биологических испытаний управления инновационного развития РУП «Белмедпрепараты» Елена Литвинова. — Причем, помимо традиционных отечественных инсулинов во флаконах, в 2013 году планируется производство этих лекарственных средств в картриджной форме. Картридж гораздо удобней, чем флакон, так как больной сахарным диабетом, застигнутый врасплох приступом, может с его помощью сделать себе укол в любой обстановке. На первом этапе это будут картриджи в форме in bulk, то есть полученные от известного производителя в первичной упаковке и расфасованные у нас. Но затем, в конце 2014-го или начале 2015 года, планируется производство этих лекарственных средств по полному технологическому циклу. Кроме того, в рамках развития производства инсулина на нашем предприятии коллектив сотрудников работает над созданием препаратов на основе аналогов инсулина, которые сегодня тоже востребованы с учетом специфики пациентов. Фармацевтическая разработка таких препаратов завершена, и в соответствии с решением Минздрава планируются их клинические испытания.

Кроме генно-инженерных инсулинов РУП «Белмедпрепараты» работает и над освоением производства других лекарственных средств, полученных с использованием таких технологий. Например, речь идет о выпуске препаратов для лечения различных анемий, оказания помощи онкологическим больным, перенесшим химиотерапию. Здесь также начало будет положено с помощью той же формы in bulk, и только потом специалисты предприятия освоят полный технологический цикл.

На очереди освоение и так называемых таргетных препаратов на основе моноклональных антител, то есть лекарств, действующих только на определенную мишень в организме, а потому имеющих гораздо меньше побочных эффектов, чем у традиционных средств. За рубежом эти препараты, используемые для воздействия на злокачественные опухоли, получают также с использованием генно-инженерных подходов, и практика показывает, что другими методами добиться такого же высокого терапевтического результата пока невозможно.

Что и говорить, задачу перед собой наши фармацевты, не обладающие такими ресурсами, как их именитые зарубежные оппоненты, поставили сложную. Собственных технологий производства подобных препаратов как на стадии синтеза субстанций, так и на этапе получения готовых лекарственных форм в стране нет, а генно-инженерные технологии, разработанные крупными фармацевтическими корпорациями, находятся под патентной защитой. Поэтому, как считают специалисты, чтобы не тратиться на покупку лицензий, которые стоят миллионы долларов, следует объединить потенциал РУП «Белмедпрепараты» и НАН Беларуси. Только так можно обеспечить страну эффективными лекарствами нового поколения, созданными с помощью генной инженерии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter