Поклонники артиста Олега Янковского отмечают его юбилей в феврале

Тот самый Янковский

Народный артист СССР Олег Янковский всегда поражал нас своим искрящимся вдохновением, особой энергетикой и способностью перевоплощаться. В театре и кино он создал яркие и крайне контрастные образы: красноармеец, аристократ, забулдыга, растерянный интеллигент, барон Мюнхгаузен, Ленин, принц Гамлет, Петр Первый… Олег Иванович умел молчать в кадре, и часто его глаза выражали гораздо больше, чем любые слова. Сегодня исполнилось 80 лет со дня рождения этого гениального актера, имевшего неразрывную биографическую связь и с Беларусью.

«Кочевое» детство

Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в Казахстане. Позже семья, имевшая белорусские и польские корни, переехала в Таджикистан, затем — в Саратов. Отец Иван Янковский, офицер, человек драматической судьбы, ушел из жизни в 1953-м — сказалось ранение, полученное в Первую мировую войну. Детьми занимались мама Марина Ивановна и бабушка. Увлечением его старших братьев стал театр: Ростислав занимался в кружке художественной самодеятельности, Николай — в театральном кружке. А вот младшего Олега сцена не привлекала, он тяготел к футболу и порой даже сбегал с уроков ради тренировок.

Минский дебют

В 1957 году после окончания в Таджикистане театральной студии при Ленинабадском драматическом театре и работы в местном театре Ростислав Янковский перебрался в Минск, где начал играть на сцене театра имени М. Горького. И забрал 14-летнего брата к себе. Жили в театральных гримуборных. Футбольные страсти Олега не улеглись: какое-то время он даже играл в одной команде с Эдуардом Малофеевым.

«В первый раз Олежка вышел на сцену именно в нашем театре: в спектакле «Барабанщица» Афанасия Салынского заменил актрису, игравшую одну из второстепенных ролей, — мальчишку Эдика, — вспоминал Ростислав Янковский. — И я помню, как, сидя в зале, смотрел на сцену, на брата и думал: «Какая удивительная органика у этого мальчишки!» Даже не органика, а, как сейчас модно говорить, харизма — она чувствовалась уже тогда. У него были и другие маленькие роли, например, в спектакле «Дали неоглядные».

Спустя много лет, приехав поздравлять брата с юбилеем, Олег Иванович снова выйдет на минскую сцену в коротеньких штанишках, пионерском галстуке и с барабаном.

Вместо брата

История с Саратовским театральным училищем тоже довольно необычна. Олег зашел к директору узнать подробности поступления, но услышал, что абитуриент Янковский… уже зачислен на первый курс. Оказалось, втайне от семьи сюда поступил средний брат Николай, который в итоге решил уступить свое место на актерском факультете Олегу. Янковский окончил училище в 1965-м. Здесь же он встретил свою будущую супругу Людмилу Зорину. Вместе они начали работать и в Саратовском театре драмы имени И. А. Слонова.

Удачное начало

Дебют Олега Янковского в кино состоялся в картине Владимира Басова «Щит и меч», вышедшей в 1968-м. В том же году он влюбил в себя зрителей в приключенческой ленте Евгения Карелова «Служили два товарища». Оба фильма имели неимоверный успех.

Следующие работы были созданы на киностудии «Беларусьфильм» в 1969-м. Режиссер Виталий Виноградов утвердил Янковского на роль журналиста Сергея Новикова в ленте «Жди меня, Анна» по сценарию Юрия Нагибина. После актер перевоплотился в первопечатника в картине Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина...».

Везло на людей

Янковскому всегда везло на людей. Его партнер по картине Игоря Масленникова «Гонщики» — Евгений Леонов — посоветовал режиссеру Марку Захарову присмотреться к Олегу. И в 1973 году Янковский попал в коллектив, который станет прославленным Ленкомом. Играл в спектаклях «В списках не значился», «Оптимистическая трагедия», «Гамлет», «Диктатура совести», «Чайка», «Школа для эмигрантов» и других.

Или вот еще одна судьбоносная встреча. «Я шел по «Мосфильму», — рассказывал актер. — Вдруг меня остановил невысокого роста человек с усами и говорит: «Извините, я Андрей Тарковский (тут у меня все похолодело внутри: сам Тарковский подошел ко мне!). Вы очень похожи на моего отца. Не могли бы вы сыграть его в моей картине? Так я сыграл в его «Зеркале».

Также важными в биографии Янковского стали фильмы 1970-х: «Премия» Сергея Микаэляна, «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля, «Чужие письма» Ильи Авербаха, «Сладкая женщина» Владимира Фетина, «Слово для защиты» и «Поворот» Вадима Абдрашитова, «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну, «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова…

Плодотворным для актера оказалось и следующее десятилетие. Роли в картинах «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой, «Шляпа» Леонида Квинихидзе, «Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна, «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна создавали большую панораму современной жизни и галерею героев, часто становившихся жертвами собственного эгоизма. 

Прохвосты и правители

А уж на интеллектуальном поле, в экранизациях классики ему не было равных! Вспомним фильмы «Дом, который построил Свифт» Марка Захарова, «Ностальгия» Андрея Тарковского, «Храни меня, мой талисман», «Филер», «Райские птицы» Романа Балаяна. По-особенному ценил Янковский роль ревнивца Василия Позднышева в драме «Крейцерова соната» режиссера Михаила Швейцера по произведению Льва Толстого.

В исторической драме Карена Шахназарова «Цареубийца» Янковский исполнил сразу две роли: психиатра Смирнова и Николая II. А еще были «Паспорт» Георгия Данелии, «Китайский сервиз» Виталия Москоленко, «Роковые яйца» Сергея Ломкина по Михаилу Булгакову. 2000-е годы подарили нам ленты «Бедный, бедный Павел», «Анна Каренина», сериал «Доктор Живаго»…

Стиляга с «минского Бродвея»

Беларусь до конца оставалась в его биографии. Звание народного артиста СССР Олег Янковский получил последним — 21 декабря 1991-го, меньше чем за неделю до прекращения существования Советского Союза. Кстати, днем раньше такой же чести удостоился наш купаловец Геннадий Овсянников.

Актер приезжал на Минский международный кинофестиваль «Лістапад». В 2001 году ему присвоили сразу две главные награды: специальный приз Президента «За гуманизм и духовность в кино» и Гран-при — «Золото Лістапада» — за режиссерский дебют «Приходи на меня посмотреть». Также в Минске проходили съемки фильмов «Любовник» и «Стиляги» Валерия Тодоровского с участием Янковского. Олег Иванович признавался, что в юности с удовольствием стиляжничал на «минском Бродвее» у ГУМа.

Последняя роль Янковского — митрополит Филипп в драме «Царь» Павла Лунгина. Олега Ивановича не стало 20 мая 2009 года, но кажется, что он по-прежнему с нами, как и мудрый совет его Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!..» А пеструю династию Янковских продолжили сын Филипп, внук Иван (уже пятикратный лауреат премии «Золотой орел») и внучка Елизавета.

НЕ ПРОПУСТИТЕ

К юбилею Олега Янковского многие телеканалы включили в программу фильмы с его участием и передачи о нем. Например, «МИР» покажет 23 февраля картины «Служили два товарища» и «Китайский сервиз», а также проект «Наше кино. Неувядаемые», посвященный актеру. 24 февраля в эфире этого телеканала — «Тот самый Мюнхгаузен». «РТР-Беларусь» 23 февраля предлагает посмотреть фильм «Влюблен по собственному желанию», а «Беларусь 3» порадует зрителя этой же лентой 24 и 25 февраля.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter