Тот самый Горбачев

Николай Горбачев, олимпийский чемпион 1972 года по гребле на байдарке, - человек в каком-то смысле уникальный.
Николай Горбачев, олимпийский чемпион 1972 года по гребле на байдарке, - человек в каком-то смысле уникальный. Он единственный из всех олимпийцев страны вернулся в родной районный городок, чтобы стать детским тренером. И вот уже 25 лет работает в Рогачеве директором спортивной спецшколы, носит титулы почетного гражданина города, заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера Беларуси. Доволен ли он судьбой, своей нынешней жизнью? Горбачев отвечает: "Нет!"

...Когда-то эту школу открыли специально "под него". Как говорится, буквально за полчаса. Для этого заместителю председателя республиканского спорткомитета Герману Бокуну было достаточно сделать несколько телефонных звонков в соответствующие инстанции. Сам будучи тренером, воспитавшим четырехкратную олимпийскую чемпионку фехтовальщицу Елену Белову, Бокун прекрасно понимал, как важно вернуть Горбачева в родной город. С именем этого выдающегося гребца для рогачевских властей были связаны многие надежды на развитие спорта (и, главное, детского спорта) в районе. Заметим сразу, что они впоследствии оправдались. Но сегодня прежние горбачевские достижения, похоже, никому не нужны. В том числе и местной власти...

Стать олимпийским чемпионом Николаю Горбачеву помогла упорная работа. Накануне "своей" Олимпиады он вместе с напарником уже был чемпионом СССР и призером мирового первенства. Главная спортивная награда пришла к нему в 24-летнем возрасте - в самый разгар карьеры. Он и потом еще завоевывал "золото" и призовое место на чемпионатах мира.

Но в 1976 году, почувствовав, что удача начала отворачиваться от него, Горбачев из спорта ушел. Теперь надо было обустраиваться в обычной жизни и - практически с нуля. Двух тысяч советских рублей, полученных им за олимпийское "золото", естественно, не могло хватить надолго. Жить только на "чемпионскую" пенсию он считал недостойным здорового молодого человека. Тем более квартиры у него еще не было - рогачевские власти, вопреки традициям тех лет, не предоставили "олимпийцу" какой-либо жилплощади. Нет сомнений, что для Горбачева, не привязанного к городу детства имущественными цепями, наверняка нашлось бы место где-нибудь в Москве, Ленинграде, Киеве или Минске. Его хорошо знали в мире спорта. Но были другие цепи - душевные. Он очень любил свой Рогачев и земляков. Поэтому, как только ему предложили открыть здесь гребную школу, тут же согласился.

В первый же год Горбачев набрал около 200 детей. На формирование и развитие гребной базы власти тогда денег не жалели. И, как закономерный итог, в горбачевской школе выросло 10 призеров чемпионатов мира. Более того, воспитанники рогачевской школы выступали на всех Олимпийских играх. Конечно, Горбачев не стал основоположником гребли в Рогачеве. Но именно с ним этот вид спорта достиг в городе устойчиво высокого уровня.

Сегодня, сетуя на финансовые сложности и бюрократические неурядицы, Горбачев вспоминает в первую очередь не о гребле (хотя и в гребле нынче проблем предостаточно). Он говорит о плавании. В его учебном заведении, превратившемся в одну из лучших в области школ олимпийского резерва с отделениями плавания и гандбола, уже три года не работает бассейн. Заметим, этот бассейн - единственный в городе. Три года подряд пловцы тренируются на открытых водоемах. Но они ведь не "моржи". И потому секции плавания существуют практически формально. Бассейн нуждается в срочном ремонте, но уже три года невозможно выбить средства на его реконструкцию. Время идет, бассейн все больше приходит в негодность и требует все больших затрат на свое восстановление. Горбачев, устав бороться за бассейн, уже почти не верит в его возрождение. "Первоначально сметная стоимость реконструкции составляла всего 100 тысяч рублей. Сейчас, как говорят специалисты, - уже 500 тысяч. Деньги, в принципе, небольшие. Но... За последний год районный отдел образования не перечислил нашей школе ни копейки. Мы не смогли приобрести даже ручек для канцелярии. Что уж говорить о ремонте бассейна или тем более о покупке новых байдарок. Ведь даже самая простая лодка сомнительного качества стоит 1.000 долларов!" - устало возмущается Николай Степанович.

Вот уже 5 лет школа не обновляла свою "флотилию" - хотя бы частично. Лодки разваливаются, и тренеры резонно беспокоятся, как бы чего не случилось на воде с их воспитанниками. Кстати, несмотря на всю "безнадегу" с финансированием, здесь продолжает работать прекрасный тренерский состав: заслуженный тренер Беларуси Геннадий Шишов, заслуженный тренер СССР Владимир Короленко, а также три тренера высшей категории и два - первой. Рогачевские гандболисты (воспитанники школы) с успехом играют в профессиональных клубах Германии, Австрии и Хорватии. Три ученика (две девушки и юноша) - в списках национальной команды Беларуси по гандболу. Специальный спортивный класс Рогачевской СДЮШОР (девушки 15 - 16 лет) в минувшем году выиграл первенство Беларуси по гандболу в своей возрастной группе.

Так до сих пор проявляет себя "вливание олимпийской крови" 25-летней давности. Невзирая на все трудности, механизм подготовки спортсменов в отдельно взятом районном городке продолжает работать. Но уже без веры в светлое будущее. На эту веру у Горбачева сил уже не осталось.

И знаменитый спортсмен теперь ничем не отличается от любого другого директора районной СДЮШОР. Столь же беден, столь же глубоко завяз в проблемах, столь же разочарован в действительности. Сегодня его олимпийский титул не производит впечатления на чиновников и не в состоянии помочь школе выбраться из нищеты. Да и сам Горбачев, в отличие от многих "коллег по Олимпу", уже не может рассчитывать на должность в спорткомитете или на высокооплачиваемую работу где-нибудь за рубежом. Момент упущен. Нет у него перспектив, нет достатка, нет надежды на перемены к лучшему. И, наверное, не будет. И все потому, что когда-то Горбачев сделал выбор, к которому до сих пор активно призывают чиновники от спорта заканчивающих выступления выдающихся спортсменов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter