Тормозной путь

Комитет госконтроля Гомельской области, проверив год назад работу автомастерских, обратил внимание на проблемы качества оказываемых здесь услуг и налоговой добропорядочности...

Комитет госконтроля Гомельской области, проверив год назад работу автомастерских, обратил внимание на проблемы качества оказываемых здесь услуг и налоговой добропорядочности. Ныне вернулся к теме. Вывод прежний: этот сегмент рынка живет практически бесконтрольно.


— Неужели ничего не изменилось? — этот вопрос я задала, хорошо помня результаты прошлой проверки, когда в автомастерских обнажились родственные проблемы: низкое качество работ, уход от налогов, устаревшая документация, оторванная от буквы закона.


— Абсолютно ничего, — вынужден констатировать Николай Чернокал, начальник управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Гомельской области. — В этот раз выборочные проверки коснулись Гомеля, Жлобина и Мозыря. К сожалению, картина не отличается от той, которую мы наблюдали в прошлом году.


В одну из гомельских автомастерских проверяющие заглянули спозаранку. В рейде им помогали сотрудники департамента финансовых расследований. На первый взгляд все выглядело вроде бы пристойно. Если не брать в расчет тот факт, что автомобиль, стоявший на яме, здесь по определению ремонтироваться не мог. На эту марку не было у мастерской ни сертификата, ни технических возможностей. Заказ–наряд на услугу тоже оформить не успели. Зато, несмотря на ранний час, автослесари, словно фокусники, извлекали из карманов спецовок 50– и 100–тысячные купюры, заработанные за первые часы работы и нигде не учтенные.


Дальше картины — в том же духе. В каждой проверенной автомастерской, независимо от географии, нарушения — на одно лицо. Мозырское частное унитарное предприятие «Автосервис Сосновый», не имея сертификатов соответствия, второй год с чистой совестью меняет на автомобилях агрегаты, узлы и детали. В гомельских частных автосервисах «Ващенко» и «АвтоРемПром» сертификаты есть, но состояние метрологического обеспечения не позволяет качественно выполнять заявленные услуги. В «Ващенко», например, для определения дисбаланса колес, регулировки развал–схождения использовалось оборудование, срок государственной поверки которого истек полгода назад.


— Мало того что качество услуг вызывает вопросы, в ходу еще и обсчет покупателей, — добавляют неприятные штрихи в госконтроле. — Рогачевский случай — один из примеров. Здесь в мастерской «СТО у Бубы» при замене ремня газораспределительного механизма вместо 4 часов работы, определенных техправилами, в бумагах обозначили 14, завысив норматив в 3,5 раза. Разумеется, и сумма к оплате была предъявлена соответствующая.


Что еще немало озадачивает контролеров, так это популярность в автомастерских обкатанной схемы ухода от налогов. Во многих оформление первичной учетной документации проводится так, чтобы по максимуму осложнить в последующем проверку реально выполненных работ и указанных в заказ–нарядах. Не ставятся реквизиты, не помечается марка автомобиля... В результате: «Автосервис Сосновый» почти за два года трудов без оформления заказ–нарядов и талонов заработал 66,5 миллиона рублей, или 74 процента от выручки.


Постфактум проверки: 8 должностных лиц и 7 предприятий оштрафованы на 75 миллионов рублей. Но повторяемость ситуации уже выдвигает другие вопросы: почему это происходит и кто обязан направить работу автомастерских в правовое русло? В госконтроле дают ответы на них:


— Основная причина низкого качества услуг автосервиса — отсутствие должного контроля со стороны органов местной власти и стандартизации, — считает Николай Чернокал. — Так, в гомельских предприятиях «АвтоРемПром» и «Ващенко» работники Госстандарта не проводили обязательный ежегодный инспекционный контроль от 1 до 3 лет. Последние два года эти автомастерские также не проверялись специалистами управления торговли и услуг облисполкома, местных исполкомов. Чтобы до конца выяснить причины такого положения дел, решено в декабре проанализировать ситуацию на коллегии.


Помимо того, в областном госконтроле сформулировали свои предложения, какие еще меры, но уже на уровне страны, помогут навести порядок на рынке автоуслуг. Среди них: введение ответственности за хронические нарушения. Скажем, если объект розничной торговли, допустив несколько отклонений от правил, рискует потерять лицензию, то автомастерская ничем не рискует. Сертификата ее не лишат. Только оштрафуют. Но удар рублем, судя по нынешней ситуации, не останавливает: пока, видимо, удается зарабатывать и на штрафы, и на дело.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter