Нормально, считают в Минторге, это вам не 80 процентов, как во Франции или Великобритании. Но так и не будет: по правилам на каждого игрока должно приходиться не более пятой части товарооборота областных городов или районов. Сейчас главное торговое ведомство как раз заканчивает анализ прошлого финансового года, чтобы вынести сетям красные и желтые карточки. А без них, судя по интенсивному развитию отрасли, не обойдется. Еще раньше Брестский облисполком, например, просчитал: один из крупнейших в регионе сетевиков уже перешагнул 20-процентный рубеж в Пинске и Барановичах, в Кобринском и Жабинковском районах. По логике, список предприимчивых компаний и хлебных мест должен расширяться.
Тем временем Минторг напоминает: при превышении порога запрещено приобретать, арендовать в соответствующих административно-территориальных единицах дополнительные площади для торговли продтоварами. Да и исполкомы будут отказывать в регистрации торговых объектов тех сетей, которые превышают допустимые 20 процентов. Таким магазинам придется перепрофилироваться. Обновлять данные в ведомстве обещают ежегодно в августе.
Крупнейшие сетевики не скрывают своего недовольства, мол, границы мешают бизнесу развиваться, и приводят примеры соседей. Впрочем, законодатели иного мнения. Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Виктор Валюшицкий вспоминает, как депутаты в свое время предлагали «урезать» долю сетевиков на розничном рынке до 15 процентов, но в итоге те получили больше.
— Сетевикам нужно не возмущаться, а принять информацию к сведению, поработать над стратегиями своего развития. Не сделай мы ограничение, могли бы получить монополистов, которые в итоге всем бы диктовали условия. К чему это может привести, показал случай с «Доброномом», — напоминает Виктор Валюшицкий.
Торговая сеть, состоящая из 177 магазинов, вложила выручку за проданные товары (более 60 миллиардов рублей) в строительство новых объектов вместо того, чтобы рассчитаться с поставщиками продукции. К тому же доля отечественных товаров в сетевых магазинах по сравнению с обычной розницей удивляет: непродовольственные товары там встречаются в два раза реже. Причина якобы в высоких ценах и плохом качестве товара, который еще и спросом не пользуется.
— Ссылки на качество, цены — все достаточно условно. Думаю, 10—15 процентов представленных на полках сетевиков товаров импортного происхождения можно было бы легко заменить на отечественные, — считает Виктор Валюшицкий.
m_druk@mail.ru