В Беларуси доля сетевых магазинов в ретейле составляет около 30%

Торговые сети собирают сети

В Беларуси доля сетевых магазинов в ретейле составляет около 30%
У любого явления всегда есть две полярные стороны — плюсы и минусы. Так и у торговых сетей, которые активно развиваются в стране: с одной стороны, они обещают покупателям низкие цены и поддержание ассортимента прилавков в любом населенном пункте, а с другой — в борьбе за близость к потребителю немудрено и перестараться. В стране на начало июля  был 1561 сетевой магазин общей торговой площадью почти миллион квадратных метров. В совокупности их доля в ретейле составляет около 30 процентов.


Нормально, считают в Минторге, это вам не 80 процентов, как во Франции или Великобритании. Но так и не будет: по правилам на каждого игрока должно приходиться не более пятой части товарооборота областных городов или районов.  Сейчас главное торговое ведомство как раз заканчивает анализ прошлого финансового года, чтобы вынести сетям красные и желтые карточки. А без них, судя по интенсивному развитию отрасли, не обойдется. Еще раньше Брестский облисполком, например, просчитал: один  из крупнейших в регионе сетевиков уже перешагнул 20-процентный рубеж в Пинске и Барановичах, в Кобринском и Жабинковском районах. По логике, список предприимчивых компаний и хлебных мест должен расширяться.

Тем временем Минторг напоминает: при превышении порога запрещено приобретать, арендовать в соответствующих административно-территориальных единицах дополнительные площади для торговли продтоварами. Да и исполкомы будут отказывать в регистрации торговых объектов тех сетей, которые превышают допустимые 20 процентов. Таким магазинам придется перепрофилироваться. Обновлять данные в ведомстве обещают ежегодно в августе.

Крупнейшие сетевики не скрывают своего недовольства, мол, границы мешают бизнесу развиваться, и приводят примеры соседей. Впрочем, законодатели иного мнения. Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Виктор Валюшицкий вспоминает, как депутаты в свое время предлагали «урезать» долю сетевиков на розничном рынке до 15 процентов, но в итоге те получили больше.

— Сетевикам нужно не возмущаться, а принять информацию к сведению, поработать над стратегиями своего развития. Не сделай мы ограничение, могли бы получить монополистов, которые в итоге всем бы диктовали условия. К чему это может привести, показал случай с «Доброномом», — напоминает Виктор Валюшицкий.

Торговая сеть, состоящая из 177 магазинов, вложила выручку за проданные товары (более 60 миллиардов рублей) в строительство новых объектов вместо того, чтобы рассчитаться с поставщиками продукции. К тому же доля отечественных товаров в сетевых магазинах по сравнению с обычной розницей удивляет: непродовольственные товары там  встречаются в два раза реже. Причина якобы в высоких ценах и плохом качестве товара, который еще и спросом не пользуется.

— Ссылки на качество, цены — все достаточно условно. Думаю, 10—15 процентов представленных на полках сетевиков товаров импортного происхождения можно было бы легко заменить на отечественные, — считает Виктор Валюшицкий.

m_druk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter