Торговля остреньким

Решив проблему дефицита, наша торговля столкнулась с не менее острой проблемой качества.
Решив проблему дефицита, наша торговля столкнулась с не менее острой проблемой качества. Не верите? Спросите в торгинспекции Комитета госконтроля. За полгода она проверила 2 тысячи объектов торговли и общественного питания, и оказалось, что в 7 случаях из 10 требования к качеству товаров и услуг нарушаются. Неудивительно, что каждую неделю в республиканское общество защиты потребителей обращаются 100 человек. Зная толерантность наших людей и нежелание участвовать в дрязгах, цифра впечатляет...

По количеству рекламаций лидирует обувь. К примеру, покупаем сапожки у рыночного продавца, привлеченные пестрой этикеткой или изящной формой каблука. Однако установить производителя в таких случаях бывает невозможно, поэтому мы фактически лишаемся всяких гарантий.

Из продуктов питания заметно чаще вызывает нарекания колбаса. Ее зеленоватые оттенки никого уже не удивляют. Если раньше, к примеру, срок годности на вареные колбасные изделия составлял максимум 72 часа, то теперь производители дают "гарантию" до 15 суток. Несмотря на такие длительные сроки, продукт не продается. Причем - нервных просим не задумываться - залежалая колбаса нередко отправляется на переработку, чтобы снова поступить на прилавки...

В сфере услуг в основном жалуются на химчистки и мастерские по ремонту той же обуви, а из бытовой техники ломаются чаще телевизоры.

Однако плохое качество товаров - не единственная проблема торговли. Она тянет за собой и вторую, проблему культуры обслуживания. Традиция - слово за слово - смотришь: между продавцом и покупателем уже завязалась перепалка. И хотя особой статистики по грубости продавцов не ведется, каждый второй, обращающийся с жалобой на качество продукта, одновременно недоволен и качеством обслуживания. Порой покупатели еле уносят ноги от прилавка. Свежий, как говорится, пример из протокола: на колхозном рынке в Заводском районе столицы семейная чета выбирала колбасу. То ли она вызывала подозрения, то ли покупатели оказались дотошными, но попросили они у продавца сертификат. Вместо этого хозяин послал семейную пару, как говорят, на три буквы. Тем бы уйти от греха подальше, но здесь они совершили фатальную ошибку: решили настоять на своем и обратиться в администрацию. Не успели молвить они такие слова, как выскакивает из павильона на подмогу хозяину пара дюжих мужичков, и тот натурально, при свидетелях, угрожает... зарезать мужа. А поскольку хозяин был, как модно нынче говорить, лицом кавказской национальности, угроза выглядела очень реальной. Семейная пара под страхом кинжала поспешила ретироваться.

Этот случай, увы, не единичен. Прошлым летом на Червенском рынке ножом угрожали проверяющему.

Однако ежедневно нас грабят и без ножа. Вот еще пример из документов торгинспекции госконтроля. В Минске обувной магазин с громким названием в массовом порядке сбывал некачественную российскую и итальянскую обувь. Естественно, через несколько дней покупатели возвращались с претензиями. По закону магазин в этом случае обязан принять заявление и вернуть деньги, либо заменить обувь. Если же возникает спор, то проводится экспертиза. Но в данном случае действовал свой порядок. Жаждущему обменять туфли со скошенным каблуком сообщали, что товароведа на месте нет. Если же пострадавший упорно продолжал настаивать, то заканчивалось дело тем, что его милиция выводила на воздух...

- Почти нет разницы, покупаете ли вы товар на рынке, на лотках, в частном или государственном магазине, - сообщила консультант "горячей линии" Белорусского общества защиты потребителей Светлана Черепанова. - Зависимость есть лишь от объема товарооборота. Чем больше магазин продает, тем больше жалоб на качество продукции и обслуживания. Тенденция лишь одна - увеличение количества жалоб.

Собственно, бедственное положение самой торговой отрасли в целом является тому первопричиной. Средняя зарплата здесь составила в конце прошлого года всего 131 тысячу рублей. Именно этим директора магазинов объясняют грубость продавцов. Сейчас они не держатся за рабочее место, и это порождает высокую текучесть кадров. Уволишь грубияна - он пойдет торговать на рынок, где платят больше. К тому же, признаемся, невысока культура и у покупателей. Мы часто сами в раздражении провоцируем ссоры. Особая статья - назойливый нетрезвый контингент. Был, кстати, совершенно курьезный случай, когда некто украл книгу жалоб в винно-водочном магазине и потом вымогал у директора бутылку за ее возвращение.

Как улучшить взаимоотношения покупателя и продавца? Ждать, пока наладится экономическое состояние отрасли? А может, действительно увеличивать долю магазинов самообслуживания. За прошедший год таковых в стране стало больше на 692 единицы. Правда, там своя беда - воруют. В одном только столичном универсаме "Центральный" за 2001 год был привлечен к уголовной ответственности 41 человек, 27 - осуждены. Ситуации, подобные произошедшей недавно с Ольгой Корбут в США, нередки и в наших магазинах. Одна из задержанных, к примеру, поставила дело на профессиональную основу, смастерив шубу-самобранку. Камера наблюдения точно зафиксировала, что женщина не возвращает товары на прилавок. По просьбе охраны она распахнула сначала одну полу шубы, а затем другую. Украденных вещей не было. Секрет в том, что к поясу была прикреплена резинка с мешочком, в который женщина складывала стянутое с прилавка. При этом мешочек мог смещаться по резинке из-под одной полы под другую.

Недавно Президент подписал новый вариант закона о правах потребителей, через 6 месяцев он вступит в силу. Документ вместо 20 содержит уже 51 статью. Таким образом, отношения между производителем, продавцом и покупателем будут более регламентированы. Специалисты отмечают, что сильно расширятся права покупателей. В частности, даже при утере чека все равно можно будет предъявить претензии по поводу некачественного товара. Сгладятся ли конфликты в торговле либо все останется, как есть, - покажет время. Однако, думается, строгий закон и принципиальность контролирующих органов должны быть лишь приложением к главной, экономической, составляющей взаимоотношений продавца и покупателя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter