Точные адреса

Если в воскресенье вас навестит почтальон, не забудьте поздравить его с праздником. В этот день отмечается Всемирный день почты...
Если в воскресенье вас навестит почтальон, не забудьте поздравить его с праздником. В этот день отмечается Всемирный день почты. Кстати, праздник почти двойной. Совсем недавно РУП «Белпочта» отметило свой десятилетний юбилей. Правда, это возраст лишь организации, ставшей преемницей без преувеличения вековых традиций почтовой службы на территории нашей страны. Ведь первые упоминания о «гоньбе» — пешей или верховой доставке посланий — встречаются еще в древних летописях, датируемых 885 годом. Время течет, многое меняется. Особенно в последние несколько десятилетий бурного прогресса информационных технологий. И о почте сегодня нередко говорят так, как герой фильма «Москва слезам не верит» о телевидении. Мол, скоро ничего не будет: ни писем, ни телеграмм, ни посылок и самой почты не будет, а один сплошной факс, модем и Интернет. Однако вопреки прогнозам пессимистов, и всемирная сеть живет своей жизнью, и почта не сдает своих позиций структуры полезной и людям необходимой. И вопрос о том, как удается удерживать первенство в гонке с прогрессом, мы адресовали министру связи и информатизации Владимиру Гончаренко.

— Знаете, вопрос сформулирован не совсем верно. Мы не бегаем наперегонки с прогрессом, не боремся с ним. Информационные технологии развиваются стремительно — это факт. Но мы видим в этом не угрозу традиционной почте, а, напротив, подспорье в ее развитии. Наша главная задача — поставить последние достижения науки и техники себе на службу. Ведь между гужевой доставкой корреспонденции и авиапочтой тоже была огромная временная пропасть. А сегодня мир на очередном рубеже, перешагнув через который выйдет на новую, более высокую ступень. И почта как один из элементов современного общества идет по тому же пути.

— Но ведь письма, телеграммы — говорят, все это почти архаизм. Электронная почта работает почти мгновенно, да и из–за стола выходить не нужно, чтобы отправить кому–нибудь весточку...

— Правильно, но лишь отчасти. Иначе мы не перевозили бы каждый день 2.500 тонн почты. И, поверьте, письменной корреспонденции здесь немало. Ведь еще далеко не все люди освоили компьютер или имеют постоянный доступ к Интернету. Да и не только в этом дело. Скажите, можно ли основные новости, которые печатает ваша газета, прочесть в Интернете? Можно. Но при этом «СБ» выходит полумиллионным тиражом. То есть людям нужен не только сухой факт. Им интересен и авторский взгляд на разные события и явления. Так и в письме. Обмениваться репликами через компьютер, не отрываясь от работы, — одно. А если специально сесть, подумать, почувствовать адресата и написать от души — совсем иное. Да и настоящий конверт в ящике рождает несоизмеримо больше положительных эмоций, чем выскочившая на мониторе надпись, что получено новое сообщение. В общем, обычное письмо и «е–мэйл», газету и он–лайн–издание противопоставлять друг другу так же наивно, как кино — театру. Все это будет сосуществовать еще долго. А может, и вечно.

И потом. Почта — ведь это не только письма и телеграммы. Каждое утро наши сотрудники везут читателю свежую прессу. А пересылка документов? Их по «электронке» не отправишь. Посылки, бандероли — традиционной работы нам еще хватит надолго.

— Но все же успех сопутствует тому, кто умеет заглядывать на шаг вперед.

— Современная почта должна исповедовать главный принцип: дать людям то, что им необходимо. Отсюда и активное развитие направления сопутствующих услуг. И если еще на заре становления РУП «Белпочта» это было спасительной соломинкой, позволяющей удержаться на плаву, то сегодня практически все сферы деятельности вполне эффективны. А тогда, 10 лет назад, было действительно тяжело. В силу объективных обстоятельств пришлось разделить на две самостоятельные структуры почтовую и электронную связь. В принципе, это мировая практика, однако у нас с советских времен была иная традиция работы. Но реформу пережили. И сегодня люди на почте могут получить не только традиционные услуги, но и оформить страховку, заказать услуги КБО, провести банковские операции, оформить заказы товаров по каталогам, уплатить коммунальные услуги и еще много чего. И особенно ценна такая многопрофильность на селе. Это в городе все под рукой. В скором времени по мере реализации идеи агрогородков и повсеместного внедрения социальных стандартов и деревня приблизится к городу по уровню жизненного комфорта. Но пока еще немало населенных пунктов, где именно почта выполняет основные социальные функции. Да и в будущем она останется востребованной. Ведь мы не говорим о том, например, что в каждом агрогородке каждый банк откроет по своему филиалу. Речь идет об организации оптимальной структуры, способной по максимуму обеспечить повседневные потребности людей. И почта с ее опытом и наработками здесь всегда будет востребованной.

— Вы хотите сказать, что уже сегодня структура почты оптимальна и соответствует всем необходимым социальным требованиям?

— Жизнь возможна лишь в развитии, в постоянном движении вперед. Да, по некоторым конкретным параметрам обслуживания населения мы впереди ближайших соседей. Например, одно почтовое отделение в Беларуси обслуживает 2,6 тысячи жителей. В Украине и России — 3 — 3,5 тысячи. На одного нашего почтальона приходится примерно 330 клиентов. В упомянутых странах — около 500. Доставка почты осуществляется 5 раз в неделю в сельской местности и 6 раз — в районных и областных центрах. Иными словами, уровень доступности услуг почты для населения у нас заметно выше. Но мы не считаем, что выполнение почтой всех определенных для нее социальных стандартов окажется тем рубежом, на котором можно будет остановиться. Ведь стандарт — это минимум, и мы уже сегодня должны думать, как его превысить. Для удобства людей — с одной стороны и для сохранения сильной собственной конкурентной позиции — с другой. Здесь очень тесная связь.

— И уже есть какие–либо конкретные планы?

— Разумеется! Расскажу лишь об одном очень серьезном проекте. Вы знаете, что почта сегодня принимает много разных платежей: за коммунальные услуги, свет, газ, телефоны стационарные и сотовые и прочие. С одной стороны, хорошо — оборот услуг растет. С другой — перманентно возникают очевидные для всех проблемы. Ближе к середине каждого месяца в почтовых отделениях большие очереди. Операторам в такие пиковые периоды работать очень сложно. Очевидно, что уменьшить время обслуживания одного плательщика можно, объединив все его платежи в единый лицевой счет. В этом случае все проводки делаются одной операцией. Так вот, наши специалисты создали программный комплекс, позволяющий так работать. При этом без лишних бумаг. Клиент просто называет фамилию и адрес и вся информация о его платежах «достается» из единой базы данных. Он вносит деньги и получает чек с подробной расшифровкой проведенных платежей. Оплату можно будет произвести и в безналичной форме с пластиковой карточки. Причем самостоятельно через специальное устройство — так называемые инфокиоски. Но это уже другой проект, хоть и тесно связанный с первым...

— Спасибо, Владимир Иванович, за интересную беседу. Думаю, почтовые новинки, о которых вы говорили, потребителю придутся по душе. С праздником и успехов вам в реализации всего задуманного. Быть может, вы хотели бы еще что–нибудь сказать через газету коллегам?

— Коллегам и партнерам — самые теплые поздравления и искренние пожелания успехов и исполнения желаний. И не сетовать на тяжесть почтовых сумок. Чем они тяжелее, тем больше в них радости, адресованной людям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter