Точки роста

Легко ли открыть свое дело?
Легко ли открыть свое дело?

Самое сложное в бизнесе - начало. Не только потому, что для старта требуется порой выбить немалый кредит, отыскать надежных компаньонов и провести продуманное до мельчайших подробностей планирование будущего дела. Первый шаг в создании частного предприятия - регистрация - порой становится для человека, не сведущего в законодательстве, настоящим испытанием. Уставы, учредительное собрание, нотариус, налоговая инспекция, эскиз печати... Эти и многие другие малопонятные простому обывателю словосочетания на несколько месяцев становятся самыми употребляемыми в лексиконе будущего руководителя. Многие бизнесмены не решаются пройти всю цепочку инстанций самостоятельно и обращаются за помощью в юридическую фирму.

Между тем всем понятно: регистрация частного предприятия - процедура формальная и должна занимать как можно меньше времени. Об этом говорят и специалисты, регистрацией занимающиеся, и сами предприниматели. Возникает, однако, вопрос: где находится тонкая грань между простотой и отступлением от закона? Он и стал сегодня главной темой нашего разговора.

Участники дискуссии: заместитель начальника управления регистрации и лицензирования Мингорисполкома Лариса Дубовец, начальник управления единого государственного регистра Министерства юстиции Нина Дубовик, начальник управления регистрации и лицензирования администрации Заводского района Минска Олег Исаев, начальник юридического управления Министерства по налогам и сборам Элла Селицкая, директор юридической фирмы «Власова и партнеры» Лилия Власова, , директор юридической фирмы «Брагинец и партнеры» Виталий Брагинец, заместитель директора департамента по предпринимательству Министерства экономики Евгений Семенов, индивидуальный предприниматель, юрист Сергей Стрельчик.

"СБ": В обществе по-разному оценивают нынешнюю процедуру регистрации. Одни говорят - сложно, долго и дорого. Другие - без этого нельзя. А как считают уважаемые участники нашей дискуссии?

Лариса Дубовец: Оценку давать не нам, мы работаем в рамках законодательства. Никаких дополнительных сведений или документов, не предусмотренных им, не требуем. Можно ли упростить процедуру регистрации? Я считаю, что можно. В частности, стоит говорить о ее упрощении для индивидуальных предпринимателей. Что касается юридических лиц - этот вопрос должен быть обсужден со всеми заинтересованными сторонами. В том числе, конечно, и с самими предпринимателями.

Виталий Брагинец: Я на своем опыте проследил восьмилетнюю эволюцию законодательства, касающегося регистрации частных предприятий. Ранее создавать юридические лица было очень легко, затем процедура усложнилась, в определенной степени обоснованно. За последние годы значительно повысилась юридическая чистота регистрируемых коммерческих организаций. Так называемых фирм-"однодневок", которые создаются для моментального извлечения прибыли, стало меньше. Но при этом желающие начать свое дело все чаще спотыкаются на элементарных процедурах, будь то смена адреса или учредителя вида деятельности, замена паспортных данных некоторых из участников и так далее.

Не могу согласиться с мнением, что работники регистрирующих органов всегда буквально следуют законодательству. Тем более что оно не является таким жестким, как порой об этом говорят. Другое дело, что применение тех или иных норм может отличаться строгостью. Лично меня больше всего беспокоит то, что специалист, принимающий документы, по сути, является в некотором смысле творцом права. Нормы появляются не в результате утверждения законопроектов, а в результате применения неких неписаных правил. Их достаточно много. Сверх предусмотренного перечня предпринимателя заставляют предоставить дополнительные документы с оговоркой: "Откуда мы знаем...", "Вот были у нас случаи..." и так далее. Но ведь все это не имеет никакого отношения к конкретному заявителю.

Нина Дубовик: Вы говорите, что регистрирующие органы осуществляют надзор. Но ведь они действительно имеют право на оценку документов, и это прописано в законодательстве. И даже в ежегодном Послании Президента, когда он говорил о заявительном принципе, указывалось на то, что он должен быть с элементами государственного контроля. Ведь неточности или несоответствия законам все равно рано или поздно "выплывут". Может быть, такой контроль оправдан?

Виталий Брагинец: Я не против контроля. Но все должно быть основано на норме закона. Процесс изменения законодательства должен сталь более динамичным. Чтобы те же регистрирующие органы, обладающие большим объемом информации и опытом, имели шанс инициировать внесение соответствующих изменений. И если необходимы дополнительные полномочия или документы, то пусть это будет зафиксировано юридически.

Нина Дубовик: Мне кажется, проблему, о которой вы говорите, можно решить. На Министерство юстиции Указом Президента N 175 от 8 апреля 2004 года возложены обязанности оказывать методологическое обеспечение государственной регистрации и контроль за обеспечением этой деятельности регистрирующими органами. Прошло не так много времени, чтобы мы получили какие-то значительные результаты. Но вместе с тем обмен информацией уже идет. Сообщите нам, какие проблемы возникают. Наша задача - оценить, сгруппировать и оформить решение в проектах нормативных правовых актов. К примеру, на сегодня в Совете Министров находится проект декрета Президента о внесении изменений в основополагающий документ о государственной регистрации. Он не решает глобально проблему упрощения государственной регистрации, но направлен на устранение многих недостатков в этой процедуре.

"СБ": А как процедуру регистрации видят в исполкомах?

Олег Исаев: Работа проводится в рамках соответствующих правовых актов. С нашей стороны нет необоснованных претензий к документам, которые подают на госрегистрацию субъектов хозяйствования. Конечно, за исключением тех моментов, когда представляемые документы содержат опечатки, неточности, а порой и грубые ошибки, на которые приходиться указывать и объяснять, что принять документы в таком виде невозможно. Ошибки эти порой появляются и в документах, которые готовят для своих клиентов юридические фирмы.

Кстати, в недавно опубликованном в "СБ" материале, в котором рассказывалось о проблемах регистрации, была неточность: говорилось, что у нас работает комиссия, которую надо пройти перед регистрацией. Подобной комиссии не существует уже больше года. Хотелось бы, чтобы корреспонденты, которые освещают работу исполнительных органов, более тщательно подходили к публикуемой информации, понимая, что речь идет об авторитете очень серьезных организаций.

"СБ": Каким образом официально должна проходить сегодня процедура регистрации? Что обязан и чего не должен делать чиновник и предприниматель?

Сергей Стрельчик: Для того чтобы зарегистрировать коммерческую организацию, надо пройти как минимум десять инстанций: согласование названия в Министерстве юстиции, затем нотариус, причем неоднократно, регистрирующий орган минимум два раза - один раз на подачу учредительных документов, второй - на подачу документов на руководителя. Потом следуют налоговая инспекция, отдел статистики, Фонд социальной защиты, социальное страхование, разрешение милиции на изготовление печати, предприятие, которое занимается ее изготовлением, "Белгосстрах". В областных центрах требуется согласование с местным исполнительным органом, сельсоветом или горисполкомом.

Лилия Власова: Какой мы в будущем видим регистрацию? Это формальный акт, который носит явочный характер. Я считаю, будет полезно воспользоваться опытом Польши. Там есть пять видов бланков, которые люди заполняют, заверяют у нотариуса свою подпись под договором о создании, допустим, общества с ограниченной ответственностью. Приносишь документы и через какое-то время забираешь акт о регистрации. При этом не происходит никаких личных контактов с чиновниками. Только отсутствие требуемых данных может быть поводом для возврата документов. Польские нотариусы несут ответственность за достоверность информации об учредителях. В Польше нет таких оснований в отказе в регистрации, которые есть у нас. К примеру, нахождение другой фирмы, учредителем которой ты являлся, в процессе ликвидации. Это снимает огромное количество проблем как для государства, так и для людей, желающих начать свой бизнес. Показательно то, что подготовить документы к регистрации в Польше может даже человек, не обладающий юридическим образованием.

На мой взгляд, самой сложной частью регистрации у нас становится общение с налоговыми органами.

Элла Селицкая: В первую очередь я хотела бы уточнить: налоговая инспекция работает в соответствии с законодательством. Все вы прекрасно знаете, что порядок постановки субъектов хозяйствования на учет строго прописан в Налоговом кодексе. Мы никакой отсебятины не придумываем. Не могу согласиться, что процедура регистрации усложнена. Налоговая инспекция - контролирующий орган, поэтому мы должны знать, кто же будет платить в бюджет налоги. Считаю, что информацию о собственнике, руководителе и бухгалтере предприятия мы должны знать обязательно. Процедура получения учетного номера налогоплательщика предусмотрена Налоговым кодексом - УНН надо получить в течение пяти рабочих дней. Специальная комиссия интересуется, кто непосредственно будет отвечать за налоги, которые субъект должен платить в бюджет. Это тоже оправданно.

Лилия Власова: Эта комиссия не предусмотрена ни в одном правовом документе. Если вы хотите получить сведения о директоре и бухгалтере - пожалуйста. Но сейчас процедура постановки на учет в налоговую инспекцию стала сложнее процедуры регистрации фирмы. В среднем постановка на налоговый учет, с прохождением комиссии и выдачей дубликата УНН, занимает две недели, в течение которых минимум пять раз нужно посетить налоговый орган.

Элла Селицкая: Если вы представили в налоговую инспекцию пакет документов в 10-дневный срок, то вам не может быть предъявлено никаких санкций. Если же где-то документы не принимают или есть другие перегибы, то почему не пойти цивилизованным путем и не обратиться в вышестоящий орган? Через меня в министерстве проходит множество жалоб, но в основном по применению экономических санкций. Жалоб на непостановку на учет в установленный срок немного.

Виталий Брагинец: Клиенты боятся жаловаться. Им потом работать с этой же налоговой инспекцией.

"СБ": Куда в таком случае может обратиться предприниматель, не согласный с тем или иным действием администрации при регистрации юридического лица?

Элла Селицкая: К руководителю того органа, где возникла проблема, или в вышестоящую инстанцию. И тут же конфликт будет рассмотрен по существу.

Нина Дубовик: Давайте говорить конкретно. Попробуем разделить процедуру на дорегистрационные действия, регистрацию и послерегистрационные действия. Какие трудности у нас тут есть и что требуется изменить? Мы бы хотели услышать конструктивные предложения. К примеру, согласование наименования фирмы. Оно определено декретом Президента и с 2003 года осуществляется Министерством юстиции. Как я знаю, сам по себе этот процесс не проблематичен. Соглашусь с тем, что на перспективу эти функции должны быть переданы в регистрирующий орган. Но эта процедура требует определенного времени. Хотя бы для того, чтобы создать единую общереспубликанскую электронную базу, по которой представитель любого исполкома мог бы проверить совпадение названия регистрируемой организации.

Второе: оцениваем ситуацию на момент госрегистрации. Там действительно много вопросов. Главное - сроки. Как их сократить? За счет чего? На сегодня есть единая система проведения этой процедуры, правоспособность юридического лица возникает с момента госрегистрации. Обращаемся к закону о местном управлении и самоуправлении: в соответствии с ним правоустанавливающим актом является принимаемое исполкомом решение. Но он такие решения принимает лишь два раза в месяц. Можно ли эту функцию поручить какой-то комиссии, которая оценивала бы учредительные документы на предмет соответствия законодательству? После этого регистрационные действия будут состоять только во внесении сведений в Единый госрегистр и выдаче соответствующих свидетельств.

Получение удостоверения руководителя предприятия, подача эскиза печати выведены за пределы процедуры госрегистрации. Для решения этих вопросов заявителю необходимо обращаться повторно, хотя регистрирующие органы идут на то, чтобы с документами на будущую фирму принимать и эскизы. Думаю, что это следует законодательно закрепить.

Третья проблема очень серьезная и касается запросов в различные инстанции на предмет того, а есть ли основание для отказа в государственной регистрации? Ведь регистрирующие органы перестраховываются. Учредителей надо проверить на предмет задолженности, ликвидации других фирм с их участием, судебного преследования - все это очень ответственно. А нельзя ли ответственность за сведения, которые представят учредители, возложить на них самих? И если у кого-то есть определенная проблема в прошлом, то он, заполняя анкету, уже не напишет, что ее нет. Обязанность проверять это с регистрационного органа тогда снимается и не понадобится продлевать срок регистрации еще на месяц. Мне кажется, это реально.

Как видите, Министерство юстиции понимает существующие проблемы и принимает меры к их разрешению.

Лариса Дубовец: В управлении регистрации и лицензирования было проведено совещание, на котором обсуждались практически все вопросы, которые поднимаются за этим столом. В результате мы выработали следующие рекомендации, которые были доведены до всех администраций районов Минска: консультации гражданам оказываются по мере обращения, без графиков приема, причем необходимо разъяснять лицам, которые предоставляют документы на регистрацию, правила их оформления и замечания по соответствию их законодательству в полном объеме за один прием. Помимо этого, мы настаиваем, чтобы документы, необходимые для регистрации, принимались строго в соответствии с перечнем, предусмотренным законодательством. Также советуем пересмотреть график приема граждан, обновить информационные стенды, регистрировать внесение изменений и дополнений в документы, предоставляющиеся для регистрации, в минимальные сроки. Заседания горисполкома по вопросам государственной регистрации проходят теперь еженедельно. Плюс ко всему мы рекомендовали принимать документы для регистрации одновременно с эскизами печати и удостоверения руководителя. Мы идем на контакт, хотим работать цивилизованно вместе с вами.

Виталий Брагинец: Есть энтузиасты, которые сами готовят документы, их 7 - 8 раз придется возвращать. Не совсем понятно, почему экспертиза проводится на стадии приема документов. Результат - длинные очереди.

Лариса Дубовец: Нет у нас очередей по 3 часа. В районах рассматривают всего по 10 - 12 дел. Отсчет идет с момента, когда поставлен штамп о приеме документов. Срок рассмотрения - месяц.

"СБ": Давайте вернемся к важнейшим моментам ожидаемых перемен: понятиям "одно окно", "заявительный принцип регистрации". Поясните, в чем их суть?

Нина Дубовик: Мы говорим о заявительном и разрешительном принципах регистрации. Вместе с тем в разных странах своя специфика. В Кыргызстане действует заявительный принцип, однако на соответствие законодательству документы оценивает регистрирующий орган. В таком случае нужно четко представлять, какие элементы заявительного принципа должны у нас присутствовать, поскольку они специфичны для каждого государства. На сегодня вопрос стоит так: подавать документы по почте или лично? Мы рассматриваем такую возможность в соответствии с планом мероприятий, утвержденным Правительством. Допускаю вариант, как в России: документы поступают по почте, но они заверены нотариусом. Это какая-то альтернатива личной явке, и она будет элементом заявительной системы. Самое главное, уйдем ли мы от запросов в смежные ведомства?

Но есть и послерегистрационные действия: стать на налоговый учет, зарегистрироваться в Фонде социальной защиты. Надо, чтобы эти действия также осуществлялись в рамках государственной регистрации. Чтобы вместе с выдачей свидетельства о госрегистрации учредитель получал и УНН, и ОПН и мог сразу начать бизнес. На сегодня стоит задача оценить ситуацию и внести предложения в Совет Министров. Но есть проблемы во взаимодействии различных ведомств. Нет технологической возможности вхождения в базы данных тех же налоговых органов. Поэтому необходимо и техническое, и информационное обеспечение.

Сергей Стрельчик: Не надо забывать, на что, собственно, направлена нынешняя процедура регистрации - поставить барьер теневым предпринимательским структурам, что в значительной степени удалось. Это нужно сохранить при любом способе регистрации - заявительном, разрешительном. Иначе мы вызовем обоснованные упреки. Второе: в России введен заявительный принцип регистрации. Но как? Двое суток учредители стоят под дверями налоговой инспекции, в 9 утра она открывается, сотрудники берут 15 - 20 комплектов документов, а остальные - снова ждут в очереди. Не надо забывать реалии, в которых мы живем. Государство у нас социально ориентированное, налоги нужно собирать. Если это будет достигнуто, то неважно, какая будет система регистрации, - заявительная, разрешительная. Все будут удовлетворены - государство и бизнес.

Нина Дубовик: Я бы хотела добавить по поводу послерегистрационных действий и взаимоотношений с налоговой инспекцией и Фондом социальной защиты. Сошлюсь на тот же план мероприятий, разработанный Советом Министров. Как развивается ситуация с тем, чтобы перейти к "одному окну"? Чтобы одновременно с постановкой на учет регистрирующие органы могли пользоваться базой данных налоговых органов. Эта проблема разрешается. Сегодня в государстве создается концепция единого информационного ресурса. Оценивается, что имеет каждый орган управления, и в рамках этой работы рассматривается возможность объединения всей имеющейся информации, в том числе на стадии регистрации субъектов хозяйствования.

Я уже говорила, что мы работаем над планом мероприятий по упрощению регистрации предприятий. Мы уже имеем замечания от министерств экономики, финансов, по налогам и сборам, но готовы рассмотреть и другие предложения. Поторопитесь. В феврале истекает срок исполнения этого поручения.

Евгений Семенов: Мы говорили о недостатках действующей системы регистрации, но собрались для того, чтобы выявить пути ее совершенствования. Есть прямое поручение Президента об упрощении государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это предусмотрено протоколом поручений Президента, совместным планом действий Правительства и Национального банка. Конкретно предусматривается разработка комплекса мер по введению принципа "одного окна". Это значит, что после подачи документов все последующие процедуры будут происходить без заявителя. Это не единовременный момент. Должен быть определен комплекс мер, в котором будет расписано по срокам и этапам, что конкретно надо выполнять. Например, в июле 2003 года в Украине был принят закон о государственной регистрации. Он предусматривает применение принципа "одного окна" и заявительного принципа регистрации. Они дали себе год для того, чтобы подготовиться. Ведь это не такое простое дело - подать документы и больше никуда не обращаться.

В феврале будет подготовлен план действий по переходу на заявительный принцип регистрации. То, о чем мы говорим, уже делается.

Зарубежная практика показывает: должна быть кардинально изменена техническая сторона дела. В Украине можно по компьютеру проверить всю страну в отношении того или иного учредителя, и если все чисто, то уже через 20 минут из машины выходит документ о регистрации, уполномоченный работник ставит штамп и вручает бумаги заявителю.

В рамках поручения Президента Министерством экономики совместно с Министерством по налогам и сборам, Минюстом подготовлен проект указа о некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленнической деятельности. Это важно для граждан, умеющих делать вещи из дерева, кожи, металла, пряжи, - черенки, косовища, топорища, конную упряжь, бочонки. С использованием ручного инструмента, никакого крупного станочного оборудования. Тут мы предусматриваем плату на год в пределах базовой величины - и работай, продавай на рынках в отведенных местах.

Нина Дубовик: По всем показателям и критериям ремесленник относится к индивидуальным предпринимателям. Вместе с тем указом Президента он выведен из этой категории и ему дана очень льготная возможность деятельности. Поощряются люди, которые занимаются ручным трудом, в том числе пенсионеры, особенно в сельской местности. Поэтому здесь предполагается максимально упрощенная процедура регистрации.

"СБ": Думается, многое из того нового, о чем говорили участники дискуссии, вскоре станет нормой. А значит, тысячи людей получат возможность спокойно, грамотно и без лишних хождений по чиновничьим кабинетам организовать свое предприятие. Социальная и экономическая выгода очевидна. Алгоритм предстоящей работы мы попытались определить в ходе нашей дискуссии. Разговор получился весьма полезным и содержательным. Теперь требуются конкретные дела.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter