Французский город Бове во Вторую мировую войну был разрушен, но до сих пор привлекает туристов

Точки прикосновения

В центре Бове (на фото) трудно догадаться, что архитектура вокруг — новая. Старины здесь нет, не считая соборов и руин крепостной стены. А туристу кажется, будто его окружает история. Так с умом восстанавливали послевоенные архитекторы уничтоженные в 1940 году кварталы.



Французский городок ныне больше известен как предместье Парижа с аэропортом, где стыкуются многие европейские рейсы. История Бове печальна и белоруса не удивит. В 1940–м по приказу Гитлера весь центр города, славившегося средневековой застройкой, был уничтожен. Фюрер мстил французам за их сопротивление.

В местном инфотурцентре мне показали альбом с фотографиями, где видно: середина местечка разрушена до основания. Ничего живого не осталось. Чудом уцелели лишь готические храмы и часть застройки. Отдельные строения и пару улиц в стиле фахверк в центре нового города говорят: да, здесь многовековые традиции зодчества.

Похожую картину можно увидеть, рассматривая снимки белорусских городов периода нацистской оккупации. Та же выжженная земля. И торчащие над пепелищем башни костелов и церквей.

Руины средневековых зданий в Бове восстанавливать не стали. Все возвели заново. Но в стиле, который максимально сохраняет атмосферу утраченного старого города.

Я ходил по этим улицам и удивлялся: почему мы ничего не знаем о трагедии Бове? Конечно, там тоже немногие слышали о Хатыни или о Брестской крепости–герое. А рассказывать друг другу об общих трагических страницах прошлого нужно. Это сближает.

Так же сближает положительный опыт восстановления городов. У каждого он свой. После освобождения Минск обрел красивейший центральный проспект — ныне проспект Независимости. А Бове — свой нынешний центр, привлекающий туристов. Конечно, не только послевоенной архитектурой. Но именно с нее начинается знакомство с этим местом. А потом уже ждет «десерт»: соборы, не менее величественные, чем Нотр–Дам де Пари, — Святого Петра, Святого Этьена. Храм Петра — самый высокий готический костел в Европе: почти 50 метров!

Впрочем, его могло уже не быть. Когда бомбы падают, они не считаются с красотой. Вокруг костела в 1940–м были стерты с лица земли многие редкие примеры архитектуры, в том числе жилые дома XV века. И в Минске в 1941–м в результате бомбардировок была разрушена старинная улица Козьмодемьяновская, где также стояли древнейшие здания.

Мне кажется, эти трагические страницы нам нужно помнить вместе. И включать в общеевропейский туристический контекст. Тур по восстановленным городам — от Ла–Манша до Днепра — мог бы стать интересным для путешественников. Как видим, в разных концах Европы вывод напрашивается один: лишь бы не было войны. Она не щадит никого и ничего. И если бы не она, на улицах французских и белорусских городов сегодня было бы намного больше достопримечательностей.

vk@sb.by

Фото автора.

Советская Белоруссия №220 (24601). Среда, 19 ноября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter