Точка возврата

Когда сложится приемлемый уровень ставок на кредиты?

Когда на рынке сложится приемлемый уровень ставок на кредиты?

Нынешний уровень ставки рефинансирования — одного из главных индексов, по которому работает банковский рынок страны, — необычайно высок. Разумеется, она снижается и по ожиданиям до конца «съедет» до отметки 20—23 %, но пока этого не произошло, кредиты для предприятий и для населения предлагаются на малоприемлемых условиях. Промышленники и предприниматели требуют значительного удешевления кредитных ресурсов, но Нацбанк настаивает на поэтапном снижении ставок, опасаясь за судьбу национальной валюты. В итоге в экономике сложилась ситуация, отдаленно напоминающая задачу по физике: в сторону центра устремляются две противостоящие друг другу силы. Но вот ответ на вопрос «Какая из них окажется больше?» посмотреть в конце учебника нельзя.

О том, что ставку рефинансирования стоит понижать плавно и постепенно — не более 1—2 % за один шаг, Национальный банк начал говорить еще в начале нынешнего года. Таким образом, по мнению регулятора финансового рынка, можно избежать резкого оттока рублевых депозитов населения из банковской системы страны. Пока же высокие процентные ставки по депозитам продолжают привлекать население. С начала года физлица положили на свои счета более Br 10 трлн. Не остаются в стороне и предприятия — они привнесли в пассивы банков около Br 66,9 трлн. Между тем в правительстве не разделяют позицию Нацбанка и просят форсировать снижение ставки рефинансирования. Некоторое время назад первый вице-премьер Владимир Семашко предложил резко снизить этот индекс с целью расширения объемов кредитования.

Впрочем, в Нацбанке такие инициативы не поддержали. «Банки заинтересованы кредитовать. Но кредитовать — это не значит давать деньги, которые не будут возвращены. А ведь банки используют средства своих клиентов и акционеров», — напомнил зампредседателя Нацбанка Сергей Дубков. По его словам, уровень ставки рефинансирования однозначно будет определяться уровнем инфляции и параметрами, которые предусмотрены основными направлениями денежно-кредитной политики, утвержденными указом главы государства. «Если инфляция по итогам года составит 19—22 %, то ставка рефинансирования будет снижена до 20—23 %», — напомнил он.

Вопрос, как же сделать кредиты доступными, неоднократно поднимался и в ходе прошедшей в Бресте конференции «Группа «Внешэкономбанка» — поиск эффективных решений для развития клиентской и кредитной деятельности», на которой помимо белорусских банкиров присутствовало немало их коллег из соседних стран. «Я солидарен с политикой, которую проводит Нацбанк. Снижение ставок на денежном рынке должно идти постепенно, по мере того, как улучшается макроэкономическая ситуация. Это совершенно оправданная политика, которая подтверждена международным опытом, ведь из-за резких движений могут быть «сюрпризы», — объяснил журналистам председатель правления Банка БелВЭБ Павел Каллаур. — Что касается той точки, перейдя за которую спрос на кредиты будет повышаться, то однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Можно предположить, что по мере снижения процентных ставок до 25 % и по мере убывания инфляции до уровня прогнозов соответствующим образом увеличится и спрос на кредиты».

Не секрет, что в банковском секторе страны сегодня зреет тревожное явление — формируется избыточная ликвидность, причем как в национальной, так и иностранной валюте. И малый диапазон возможностей выдавать кредиты на пользу финансовому рынку не идет. С одной стороны, большая ликвидность — это хорошо, потому что дает возможности кредитования реального сектора экономики, а с другой — вместе с ней сохраняется давление на обменный курс и множатся инфляционные и девальвационные ожидания. «Процентные ставки остаются высокими — ставка рефинансирования в реальном выражении положительна, но пока довольно высока для того, чтобы на рынке кредитов сложились приемлемые для реального сектора экономики ставки», — пояснил глава Банка БелВЭБ.

К сожалению, банковская система сегодня попала в довольно интересную ситуацию, которая на профессиональном арго называется «ножницы процентных ставок». Это когда ставки по депозитам снижаются медленнее, чем ставки по кредитам, и, естественно, формируется процентный риск, банки несут серьезные затраты. Между тем в Нацбанке даже при таких негативных тональностях находят, что общее звучание рынка не ухудшилось — даже при нынешнем уровне ставок о сворачивании кредитования речи не идет. Кредитная задолженность экономики с начала года в рублях выросла на 7,5 %, в долларах — на 10,5 %. В абсолютном выражении с начала года кредитная задолженность экономики выросла на Br 11 трлн., в иностранной валюте — на $ 1,868 млрд. То есть банковская система все еще предоставляет ресурсы, а субъекты хозяйствования эти ресурсы берут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter