Поскольку слабая память — это в первую очередь не что иное, как слабое внимание и плохая наблюдательность, можно порекомендовать как совсем молодым, так и взрослым людям использовать следующие специальные упражнения.
Воспитание наблюдательности
1. Внимательно рассмотрите какой-нибудь вроде бы неплохо знакомый вам предмет. Затем закройте глаза и образно, ярко представьте его во всех деталях. Далее откройте глаза, еще раз внимательно посмотрите на этот предмет и определите, какие подробности были вами забыты.
2. Попробуйте нарисовать изу-ченную вами таким образом вещь по памяти. А затем, сравнив рисунок с оригиналом, определите, что вы упустили.
3. Опишите по памяти черты лица знакомого вам человека. Затем, наблюдая за ним при встрече, уточните не замеченные вами детали.
4. Положите перед собой 7 – 15 мелких предметов, взгляните на них, а затем по памяти опишите.
5. Осмотрите комнату, стараясь запомнить все, что в ней находится. Затем, закрыв глаза, воссоздайте в подробностях все увиденное.
6. Вспомните, каким голосом и с какой интонацией знакомый вам человек произносил какую-либо часто употребляемую им фразу. Закройте глаза и постарайтесь вновь услышать ее. Повторите эту фразу вслух, а при встрече с этим человеком сравните «подлинник» с воспроизводимым вами воспоминанием.
7. Хорошенько разглядите подброшенный и падающий предмет, а затем опишите его с наибольшей точностью. Регулярное выполнение этих упражнений будет развивать вашу память. А результаты тренировок начнут проявляться в том, что образ любого наблюдаемого предмета (объекта) будет быстро запоминаться и надолго удерживаться в памяти. Кроме того, усовершенствуется и способность воспроизводить объекты по памяти без активных усилий воли.
Совершенствование воспроизведения того, что было
Воспроизведение по памяти может иметь вид воспоминания, припоминания и опознавания. Чем они различаются?
Воспоминание происходит обычно автоматически, образы, впечатления и факты воссоздаются как бы без усилия воли. Оно как раз необходимо при припоминании, которое и включается при затрудненном воспоминании. А опознавание – это уже определение когда-то виденного предмета посредством его сиюминутного сравнения с сохранившимися в памяти представлениями.
Итак, начните использовать для совершенствования способности что-то воспроизвести в памяти 3 следующих упражнения:
1. Вызовите в памяти ранее испытанные яркие впечатления или переживания, пробуждая мысли и воспоминания о каком-либо факте, предмете, человеке, ситуации, событии и т.п.
2. Напишите большими цифрами дату (месяц, год). Эти цифры вам необходимо будет твердо запомнить. Для этого смотрите на написанное, пока создается его мысленный образ. Затем, закрыв глаза, воспроизведите этот образ в своем воображении.
Нескольких повторений бывает достаточно, чтобы необходимые вам цифры запечатлелись в памяти.
Если же у вас преобладает т.н. слуховая память, то запоминаемое число следует несколько раз произнести вслух и уже после этого ярко, образно представить себе его с закрытыми глазами.
3. Не забывайте о том, что тренировка на запоминание имен и их воспроизведение основывается на заинтересованности в той или иной личности (труднее всего запомнить имя безразличного, ненужного человека). А потому не паникуйте, если обнаружится, что нечто запоминается совсем уж плохо.
Евгений Тарасов, психолог.
Советская Белоруссия № 223 (24853). Среда, 18 ноября 2015