Тигр перед прыжком

Казахстан способен резко увеличить добычу нефти и ждет предложений из–за рубежа
Казахстан способен резко увеличить добычу нефти и ждет предложений из–за рубежа

Не так давно белорусские кинотеатры пригласили всех желающих оценить первый казахстанский блокбастер. Чтобы быть совсем точным — фильм «Кочевник» был совместным казахстанско–американским предприятием, обошедшимся Астане, если верить просочившимся в прессу сведениям, в несколько десятков миллионов долларов (впрочем, наверняка «отбившим» эти деньги в прокате). Добротное кино, художественная ценность которого вполне соответствует его рекордной для Средней Азии стоимости, является типичным национальным эпосом, скроенным по лекалам Голливуда. Только место действия — не падубовая роща, а бескрайние степи нынешнего Казахстана. Главный герой Аблай–хан объединил вокруг себя всех казахов и уже вместе они победили врага — джунгар. Впрочем, самыми сильными моментами фильма, по задумке авторов, очевидно, должны являться цитаты нынешнего президента страны Нурсултана Назарбаева, предваряющие и завершающие картину. Параллели между прошлым и современностью были слишком очевидны, чтобы их не заметить. Прогресс, которого добился за последние годы Казахстан (его экономика, как, к слову, и белорусская, демонстрирует стабильный десятипроцентный рост), впечатляет и вполне сопоставим по значению для страны с подвигами Аблай–хана. Нурсултан Назарбаев, полтора года назад переизбравшийся на очередной президентский срок, в своем свежем послании к народу поставил перед ним дальнейшие, пожалуй, амбициознее аблайхановских, задачи.

Огромные — и это без преувеличения — запасы природных ресурсов уже помогли привлечь в эту страну 50 миллиардов долларов иностранных инвестиций. Они же позволили накопить 15–миллиардный стабилизационный фонд. Впрочем, посол Казахстана в Беларуси Болат Искаков говорит, что своими успехами страна в равной мере обязана правильному выбору целей. Стенограмма президентской речи, которую презентовал дипломат, содержит 30 приоритетов внутренней и внешней политики. Главное же направление, указанное как в первом президентском послании десятилетней давности, так и в нынешнем, озаглавленном «Новый Казахстан в новом мире», — это строительство социально ориентированного государства. Еще один известный тезис Нурсултана Назарбаева гласит, что политическим реформам должны предшествовать экономические преобразования. В политике Астаны и Минска можно найти немало схожих черт.

Вклад белорусско–казахстанских торгово–экономических отношений в успехи двух государств ощутим. За прошлый год товарооборот вырос наполовину по сравнению с 2005 годом (прирост за последние пять лет и вовсе шестикратный!) и составил 335 миллионов долларов. «Откровенно говоря, этого мало, это только начало пути, — замечает Болат Искаков. — Задача нашего президента — ежегодно удваивать эту сумму». О путях дипломат позавчера размышлял вслух.

Несмотря на то что Астана вкладывает большие средства и усилия в модернизацию, так сказать, усложнение экономики, добывающая отрасль по–прежнему остается привлекательной. Отмечая возросший интерес Минска к поиску новых источников энергоресурсов, посол заявил, что Казахстан готов на тендерной основе рассматривать белорусские предложения по разработке нефтегазовых месторождений.

Астана не меньше заинтересована в новых потребителях и альтернативных маршрутах (пока основной трубопровод проходит через территорию России) для своего «черного золота» и «голубого топлива». Дело в том, что к 2015 году Казахстан намерен увеличить добычу нефти с 63 до 150 миллионов тонн.

По словам Болата Искакова, уже в ближайшем месяце должно пройти четвертое заседание белорусско–казахстанской межправительственной комиссии, на которой весь спектр нефтегазовых вопросов будет предметно обсуждаться.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter