Тест на бедность

.
...Мы встречаемся практически каждое утро. Я бегу на работу, а наш сосед по лестничной площадке - благообразный старичок в поношенной куртке - идет домой с авоськой пустых бутылок. Он собирает их в ближайшем парке. Потом терпеливо стоит в длинной очереди у пункта приема стеклотары, чтобы добавить в небольшой бюджет их большой семьи хоть несколько "бутылочных" тысяч. "А что поделать? Мы с женой на пенсии, сын получает копейки, невестка в декрете со вторым ребенком сидит. Вот и помогаю, как могу", - смущенно говорит он, и я понимаю: от бедности не застрахован никто.

Сегодня около 35 процентов жителей республики имеют доход ниже прожиточного минимума. Но при том, что на программы социальной поддержки расходуется 14 процентов ВВП (а это, между прочим, один из самых высоких показателей в СНГ), государство в конце концов вынуждено было признать, что не в состоянии помочь всем нуждающимся и намерено поддерживать только наименее обеспеченных своих граждан, а кроме того, упорядочить систему социальных выплат. Одним из первых шагов в этом направлении стало введение в республике чуть больше года назад системы адресной социальной помощи.

На нее возлагались большие надежды, которые, впрочем, оправдались лишь частично. По разным оценкам, в адресной помощи государства нуждаются от 500 до 800 тысяч человек. В прошлом году ее получили около 173 тысяч. Из всех социально незащищенных категорий, имеющих право на такую помощь, самой востребованной оказалась она у многодетных и неполных семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Думалось, выплаты помогут их получателям держаться на плаву. Оказалось, что, с одной стороны, на селе, где проживает 70 процентов их и где зарплату не платят месяцами, такая помощь вполне ее заменяет. И зачем работать, если те же деньги можно получить без особого напряга? А с другой - размер адресной помощи порой составляет... 1.500 рублей, для получения которых необходимо собрать кучу справок. Выяснилось, что адресной социальной помощи не чужда и общая финансовая проблема - задолженность. В итоге из 8 миллиардов рублей, выделенных на эти цели, израсходована была только половина.

На поверку переход от всеобщих льгот к адресности при их предоставлении оказался не таким уж легким делом. Как образно и точно охарактеризовал ее один из зарубежных экспертов, "это как в... тире: нужно хорошо целиться, чтобы попасть в "яблочко". С первой попытки нам это не удалось. Потому ли, что очень боялись промахнуться или просто навыков маловато? А возможно, все дело в том, что нынешнюю сложную и запутанную систему социальных выплат и льгот, право на которые имеют более 200 категорий граждан, причем малообеспеченным перепадает лишь 30 процентов социальных выплат, враз привести к единому знаменателю не удастся. Во всяком случае, Англии, к примеру, на модернизацию этой сферы в свое время потребовалось более 20 лет. Вряд ли у нас есть шансы пройти этот путь быстрее. Вопрос лишь в том, станет ли результатом проб и ошибок максимально эффективная для республики система социальных трансфертов.

Стремление к этому есть. Еще одна попытка попасть в "яблочко" - эксперимент, который в текущем году будет проводиться в Осиповичском районе. Это пилотный проект, в рамках которого начнется формирование единой программы адресной социальной помощи.

Прежде всего решено отказаться от деления заявителей на социальные категории. За социальной помощью могут обращаться все, кто считает, что им таковая необходима, в том числе и вполне трудоспособные граждане. Предоставляться она будет не на 3 месяца, а сразу на полгода. Так что справки теперь нужно собирать всего дважды в год.

По-прежнему размер адресной помощи будет зависеть от того, насколько реальные доходы претендента ниже гарантированного государством уровня. Это 60 процентов от бюджета прожиточного минимума, что на сегодняшний день составляет 37,5 тысячи рублей.

Однако пройти тест на бедность (даже в экспериментальном порядке) станет куда сложнее. Если при действующей системе материальный достаток заявителя оценивается по 20 видам доходов, то осиповичский "пилот" предусматривает учет более 30. В частности, к доходам причислены бесплатное питание детей в учебных заведениях, льготы при оплате за детский сад или за пользование учебниками, стоимость льготных путевок и т.д. Будет принято во внимание, насколько рационально используется то, из чего можно извлечь материальную выгоду - движимое и недвижимое имущество, ну, скажем, приусадебный участок, квартира, личный автомобиль, а также - трудовой потенциал и экономическая активность тех, кто обращается за помощью.

Осиповичский район по многим показателям отражает среднереспубликанскую статистику. Так что, если эксперимент будет признан удачным, новые механизмы оценки нуждаемости и оказания государственной поддержки будут распространены на всю страну.

Чтобы потенциальных заявителей не слишком разочаровала жесткость подходов, думаю, стоит иметь в виду, что адресная помощь - это все же крайняя мера, когда остальные способы выжить уже исчерпаны. Со своей стороны, государству стоило бы всерьез озаботиться тем, чтобы адресная поддержка не стала унижением человеческого достоинства, чтобы человек не стыдился своего права на социальные льготы. Мне рассказывали случай, когда одинокому старику, обившему немало порогов при добывании необходимых бумаг, в итоге насчитали аж 124 "адресных" рубля. Обиженный до глубины души, за помощью он больше не обратился ни разу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter