Тесное взаимодействие

Главная задача союзных парламентариев – совершенствование законодательной базы Союзного государства, считает председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Татьяна МОСКАЛЬКОВА.

Главная задача союзных парламентариев – совершенствование законодательной базы Союзного государства, считает председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Татьяна МОСКАЛЬКОВА.

– Работа над бюджетом Союзного государства на 2013 год еще не завершена, но уже можно сказать, что в рабочем проекте его объем такой же, как бюджета 2012 года – 4,872 млн российских рублей. На реальный сектор экономики – промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт,  связь – заложено 42 процента. 19 процентов – на социальную политику, здравоохранение и физическую культуру, экологию, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, образование, культуру, СМИ. На военно-техническое сотрудничество, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства – 13 процентов. 17 – на прочие расходы.

В 2013 году предусмотрено финансирование 26 ежегодных мероприятий и 11 программ. Появились 3 новые, на которые выделено более1 млрд рублей. Две связаны с развитием новых научно-технических направлений. Это программы «Разработка современной и перспективной технологии создания в государствах – участниках Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения» и «Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012–2016 годы».

Третья программа – «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012–2016 годов» – базируется на уже достигнутых результатах и является продолжением завершившейся в 2011 году программы по обустройству границы.

В проекте также зарезервированы средства для финансирования двух программ, находящихся в заключительной стадии подготовки: «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» и «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура».

Если говорить о законотворческой деятельности Парламентского Собрания, то в 2013 году нас ждет напряженная работа. Одна из главных задач –  совершенствование нормативно-правовой базы формирования и исполнения бюджета Союзного государства, а также учета и управления союзной собственностью; предстоит разработка проекта договора между Россией и Беларусью о правовом статусе, заработной плате, пенсионном и медицинском обеспечении должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов. Убеждена, что нормотворческая деятельность должна осуществляться в тесном взаимодействии комиссий Парламентского Собрания с Постоянным Комитетом Союзного государства, национальными парламентами, а также с Евразийской экономической комиссией.

Одна из целей Союзного государства, как определено Договором о его создании, – формирование правовой системы Союзного государства. Документ предусматривает принятие органами Союзного государства законов, основ законодательства, декретов, постановлений, директив и резолюций. Сегодня органы Союзного государства используют в основном право принятия актов рекомендательного и распорядительного характера. Я разделяю позицию юристов, которые считают правомочным принятие законов Союзного государства до принятия Конституционного акта. Но решение о разработке того или иного проекта закона должно тщательно взвешиваться, опираться на нормотворческую практику органов Союзного государства.

На мой взгляд, на сегодняшнем этапе развития Союзного государства мы могли бы принять закон «О порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства». Это позволило бы не только формировать систему актов по вопросам бюджетных правоотношений на более высоком качественном уровне, но и повысило бы ответственность за возможные нарушения норм о бюджете Союзного государства.

Необходимо предусмотреть финансирование подготовки проектов правовых актов, проведение юридических экспертиз из союзного бюджета. Это позволит формировать правовую систему Союзного государства на более высоком уровне.

Один из важнейших аспектов нормотворческой деятельности Союзного государства – поиск оптимальных форм и механизмов согласования проектов нормативно-правовых актов с палатами национальных парламентов Беларуси и России, взаимодействие Парламентского Собрания с национальными органами власти и управления стран – участниц Таможенного союза и ЕврАзЭС. Иными словами, создание системы межпарламентского согласования проектов актов по вопросам, входящим в компетенцию Союзного государства, на стадии подготовки проектов соответствующих актов в национальных парламентах, а также в Евразийской экономической комиссии. 

Эксперты считают, что Парламентское Собрание можно было бы наделить правом рассмотрения проектов федеральных законов РФ и проектов законов Республики Беларусь, затрагивающих вопросы строительства Союзного государства и построения его правовой системы, внеся соответствующие изменения и дополнения в регламенты палат парламентов, предоставить комиссиям Парламентского Собрания право запрашивать и получать заключения профильных комитетов и комиссий национальных парламентов на проекты законов Союзного государства, а также проекты национальных законов в соответствии с профилем комиссии Парламентского Собрания. Рассматривать в Парламентском Собрании готовящиеся в Евразийской экономической комиссии акты на предмет соответствия уже заключенным в Союзном государстве договорам и соглашениям.

С 2015 года заработает Евразийский экономический союз, и Парламентское Собрание Союза Беларуси и России должно занять достойное место в системе органов власти государств-участников и в согласованном законодательном процессе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter