Зачем рыбе зонтик, а совам — чай, знает самобытная художница и блогер из Орши

Терра инкогнита Людмилы Жуковой

Авторский почерк художницы Людмилы Жуковой узнают в Беларуси и за рубежом. Ее картины в смешанной технике «терра» сравнивают с джазом: как и в нем, в ярких работах оршанки всегда есть место импровизации.

Полет фантазии

В уютной квартире Жуковой хочется задержаться подольше. Рассматривать детали, любоваться интерьером, где вещи подобраны со вкусом и к месту. А некоторые и вовсе с богатой историей, как, например, старый, годов 1960-х шкаф, который Людмила расписала вручную. Или такой же «древний» круглый стол, ставший эксклюзивом.

— Он достался мне по наследству, — говорит хозяйка. — Шлифовальная машинка, краски, немного старания и фантазии — второго такого вы больше нигде не найдете.


— Изюминка техники «терра» в том, что объемные картины «складываются» из чего угодно, — объясняет Людмила. — Миксую кожу, декоративную штукатурку или пасту, акриловые краски, которыми выполняю роспись и тонировку. Идут в дело даже старые ноты. Полет фантазии, как и выбор материалов, неограничен. 

От цифр к краскам

Людмила Жукова пришла в творчество 12 лет назад после... механико-экономического колледжа. Бухгалтеру по профессии, ей всегда нравилось рисовать. Даже в школе сперва училась в классе с художественным уклоном. Еще тогда стоило довериться интуиции, рассуждает оршанка:

— Но, согласитесь, лучше поздно, чем никогда. Есть ли в нашей семье кто-то с творческой жилкой? Мама, будучи воспитателем в детском саду, лепила из глины симпатичных зверушек, куколок, машинки. Я засматривалась: «Как красиво!»

Первая собственная работа Людмилы была из соломки. Позже она познакомилась с техникой «терра» и влюбилась в нее. С 2011-го официально стала ремесленником.


— Откуда черпали знания на первых порах? Помогал интернет? — интересуюсь я.

— Очень помогли советы оршанской художницы, моей школьной учительницы Елены Черных. «Подсматривать» за другими мастерами в сети не стремлюсь. Идеи рождаются не там, а в моей голове. Главное, не бояться что-то испортить. Если берешь в руки кисти и ножницы, будь смелым, творческим, слушай свое сердце. Только так формируется неповторимый, без калек стиль.

Одна из первых работ Жуковой в технике «терра» до сих пор в ее домашней мастерской. Большое полотно вышло символичным. На нем — хрупкая девушка с контрабасом. В тонких пальцах — смычок, а вокруг будто кружится, играет всеми красками жизнь.


— В детстве разучивала мелодии на пианино, но именно в этой картине нахожу сходство с собой, — признается Людмила. — Я тоже играю свою жизнь, сейчас она такая, как мечталось: насыщенная, творческая.

Кожей чувствовать

От чистого холста до готовой работы у Жуковой могут пройти недели и даже месяцы. Заказчики согласны ждать, знают: результат не разочарует. С легкой руки художницы в их интерьерах появляются сказочные натюрморты, картины-окошки в города, работы с анималистическими мотивами. Как вам симпатичная семейка красноклювых гусей? А влюбленный тукан, который смотрит вверх такими глазами, что сразу ясно: где-то там — предмет его обожания?..


Один из ее любимых образов — пузатые красавцы-чайники, сделанные из кожи. Однажды на выставке коллега из Азербайджана восхитился одной из «чайных» работ Людмилы: «Красками так не нарисуешь». Это правда, замечает художница:

— Штукатурка, краски — фундамент, но именно кожей я «чувствую», создаю объем, фактуру. Этот особый материал дает возможность для экспромта и эксперимента. Начиная новую картину, обхожусь без эскизов. Прислушиваюсь к настроению и начинаю творить. При этом ставка не на приглаженную симметрию (это так скучно!), а на ломаные линии, необычность. Кожаный штрих за штрихом — и вот он домик с граммофоном в окне, игральные карты, рассыпанные на мостовой, или совы за послеобеденным чаепитием…


На картину размером 70х80 см уходит до 500 кожаных деталей. Чтобы придать работе винтажный шарм и колорит, используется специальный обжиг. Это уже из секретов фирмы, смеется девушка:

— Если серьезно, хватает нюансов, наработанных за годы практики. Кстати, кожу я не только покупаю, но и получаю в подарок. Видеть, как она вдруг пересекает грань, становясь искусством, —  невероятное чувство!

Себя показать, на других посмотреть

Людмила Жукова — постоянный участник различных выставок и фестивалей. Ее картины впечатляют на «витебском Арбате», улице Суворова, во время «Славянского базара». Заставляют замедлить шаг гостей и участников столичного «Чароўнага Млына», феста «Гомельская весна», Республиканского фестиваля национальных культур в Гродно… Со своими удивительными работами оршанка побывала в России, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Турции.


Каждая выставка для нашей героини как творческая батарейка, источник вдохновения. Например, в Таллине она «выхватила» из воздуха идею-шутку: рыбу под зонтиком. Прообразом стал случайный прохожий, спешивший куда-то во время дождя под зонтом в шляпе и с саквояжем.

И тыква превращается…

В копилке Жуковой не только персональные выставки и мастер-классы. Она успела «засветиться» на ТВ, а еще волей случая стала блогером — автором постоянной рубрики «Готовим вкусно с Людмилой Жуковой» в «Аршанскай газеце». Начало успешному кулинарному тандему положила пальчики оближешь какая фаршированная тыква от художницы.


— Обожаю и умею готовить, это у меня от родителей, — говорит она. — А блюда из тыквы — моя коронка. Выращиваем этот овощ на своей даче под Оршей.

НАША СПРАВКА

«Терра-коллаж» в переводе с французского означает наклеивание на основу каких-либо материалов, отличающихся от нее по цвету, форме и фактуре. Техника аппликации использовалась с древних времен, например, в декоративно-прикладном искусстве и даже в иконной живописи.


naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter