Тернистый путь в небо

Тринадцать лет Николай Мочанский мечтал услышать: «Взлет разрешаю!»

Тринадцать лет Николай Мочанский мечтал услышать заветные слова: «Взлет разрешаю!»

«Если человек не знает, куда он плывет, то для него нет попутного ветра». Словно под эти слова древнеримского философа Сенеки написана журналисткой Натальей Салук документальная повесть «Николай Мочанский: «Взлет разрешаю!», презентация которой состоялась в Минском Доме милосердия.

Книга погружает в яркий, насыщенный событиями и встречами мир героя, рассказывает о непростой, полной хлопот и переживаний жизни начальника Центрального аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца, бывшего военного летчика подполковника запаса Николая Мочанского. Знакомит с удивительными людьми, которые жили рядом с ним, учились и работали, служили и летали, помогали словом и делом осуществить мечту. С ней неразрывно связан жизненный путь Николая Мочанского, который после школы тринадцать лет добивался осуществления своей юношеской мечты стать военным летчиком. И стал им, кажется, навсегда! Несмотря на свои годы, он снова и снова поднимается в небо, обучает будущих военных летчиков и спортсменов-летчиков Беларуси.

Родился он в деревне Белинок Дрогичинского района. Непростым было его детство в многодетной крестьянской семье. Кроме него, самого младшего, в ней подрастали три сестры и брат. Не успел он окончить восемь классов, как умерла мать. Казалось бы, что, лишившись духовной опоры и материнской ласки, юноша замкнется, не сможет отойти после самой тяжелой потери. Но деревенский изнурительный труд, не имеющий порой начала и конца, сформировал и закалил характер мальчишки. От отца он унаследовал самые лучшие человеческие качества. Природа наделила его даром трудолюбия и общения с людьми, смекалкой, деловой хваткой и бесконечной любовью к небу.

Из-за каких-то двух недостающих сантиметров роста он не прошел медицинскую комиссию перед поступлением в Ейское высшее авиационное училище летчиков. С надеждой на то, что со временем сможет стать пилотом, он все-таки связал свою судьбу с авиацией. Закончил с отличием Калининградское военное авиационно-техническое училище, руководству которого во время учебы неоднократно писал рапорты о переводе в летное училище.

Его опорой в этот период стал кинофильм «В бой идут одни «старики», герои которого навсегда вошли в жизнь Николая Мочанского и вселили уверенность в осуществлении мечты.

После училища служил техником по электронному оборудованию самолетов МиГ-21 и МиГ-23 в одном из истребительных авиаполков в Венгрии и добивался, чтобы ему разрешили совершать прыжки с парашютом. Командование полка поражали его отчаянность и неудержимое стремление в небо. Поэтому и разрешили прыгать с парашютом, как редчайшее исключение.

В дальнейшей офицерской службе особое трудолюбие, целеустремленность, рвение, напористость лейтенанта привели к тому, что он сначала был избран комсомольским вожаком отдельного батальона связи авиационной дивизии, а потом комсоргом авиаполка. Молодежный лидер также заочно учился в Курганском высшем военно-политическом авиационном училище.

В 1980 году Николай Петрович приехал в родную Беларусь. Служил в истребительном авиационном полку в Бобровичах, а потом в Минске, в политотделе 26-й Воздушной армии. В столице действовал аэроклуб ДОСААФ, в котором можно было еще больше реализовать себя. Сколько раз он приходил к руководству аэроклуба, просил, убеждал и доказывал, что сможет летать. Четыре года без отпусков и выходных он готовился и летал. Даже отказался от госпитализации после неудачного прыжка с парашютом, когда повредил кисти рук…

В Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков сдал экзамены экстерном, и путь в небо был открыт. Уникальный случай в ВВС Вооруженных Сил Советского Союза, когда армейский, комсомольский работник, совершивший уже 300 прыжков с парашютом, был летчиком 3-го класса. Как правило, комсорги не летали. На одном из комсомольских форумов в Москве, вручая капитану Николаю Мочанскому памятный подарок, трижды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Иванович Покрышкин не удержался и обнял его.

Со временем сослуживцы увидели в Мочанском не только лучшего комсомольского работника, но и перспективного летчика. Поэтому никого не удивило назначение офицера заместителем командира 66-й смешанной отдельной авиационной эскадрильи по политической части. Авиачасть базировалась на военном аэродроме «Липки», что в двух километрах от микрорайона Степянка. Она выполняла ответственные и специальные задачи по обеспечению деятельности командования и штаба Краснознаменного Белорусского военного округа. Мочанский последовательно вникал в суть проблем подчиненных. Он обращался в самые высокие инстанции, чтобы решить запущенные вопросы.

В 1989 году, окончив Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, Мочанский направляется в Западную группу войск на должность начальника политотдела 485-го отдельного боевого вертолетного полка, базировавшегося недалеко от Лейпцига. А через некоторое время он становится начальником штаба 337-го отдельного боевого вертолетного полка. Долгое время потом исполнял обязанности командира этой воинской части.

В Германии произошло еще одно событие в его жизни: Николай Петрович познакомился с настоятелем православной церкви в Лейпциге, выходцем из Могилевской области протоиереем отцом Федором Повным. Два деятельных человека вдали от Родины нашли взаимопонимание.

Летчика и священника объединяли патриотические чувства, желание помочь пострадавшим от аварии на Чернобыльской атомной станции в родной Беларуси. Священнослужитель активно занимался гуманитарной помощью для Беларуси, помогал в реабилитации больных детей. Несмотря на служебную занятость, Мочанский включился в это благородное дело. Многие сослуживцы последовали его примеру. По инициативе Николая Петровича офицеры полка совместно с немцами подарили Бегомльской школе-интернату для детей-сирот автобус «Икарус», который прибыл из Германии в интернат с одеждой, продуктами питания, видеоаппаратурой и другими материальными ценностями. До сих пор Николай поддерживает связь с Бегомлем.

Мочанский многое пережил при выводе своего полка из Германии в город Бердск, что в Сибири. Это была целая эпопея. В 38 лет ему предложили командовать полком, но он уволился в запас. При желании мог выбрать другой путь — обосноваться в Европе, но он стремился вернуться в Беларусь.

Уволившись в запас, Николай узнал, что отец Федор имеет замыслы возведения в Минске нового грандиозного храма… Когда началось строительство Дома милосердия в Минске, оказались востребованы его деловая энергия и организаторские способности.

…Спустя 17 лет Мочанский вернулся в родной аэроклуб, находившийся тогда в запущенном состоянии. Авиационная техника стояла на приколе. Летали считаные самолеты и вертолеты, большинство из них требовало капитального ремонта. Не получая достойной оплаты, специалисты уходили в поисках лучшей доли.

В настоящее время Центральный аэроклуб решает ряд ответственных задач, а главное, растит патриотов Беларуси, обучает курсантов авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь. За 15 лет здесь ввели в строй более 200 военных летчиков. Под руководством офицеров запаса развиваются различные виды спорта: самолетный, вертолетный, парашютный, авиамодельный… Каждую субботу и воскресенье сюда спешит молодежь. Тысячи юношей и девушек совершили здесь первый прыжок с парашютом, стали спортсменами-разрядниками, мастерами спорта. Сборная аэроклуба в 2010 году стала абсолютным чемпионом мира, а в 2011-м — чемпионом Европы.

А сколько физических и духовных сил Николай Мочанский вложил в создание уникального Музея авиационной техники! Вместе с единомышленниками А.А. Купреевым и В.С. Саковичем исколесили всю республику, бывшие авиационные гарнизоны и полигоны, собирая порой никому не нужные бывшие боевые машины, которые надо было не только перевезти или перетащить в Боровую, но и восстановить. В настоящее время музейный парк насчитывает 33 самолета и вертолета различных модификаций. Сотни горожан и гостей столицы приезжают в музей, чтобы не только увидеть авиационную технику, но и отдать дань уважения тем, кто когда-то на ней покорял небо.

У Мочанского трое сыновей. Старший, Алексей — майор, командир вертолета Ми-8 в авиации МЧС Республики Беларусь. Валерий — предприниматель. Кроме этого, он инструктор-парашютист, имеет 2000 прыжков с парашютом, кандидат в мастера спорта. Младшему же, Николаю, 8 лет. Как и подобает настоящему мужчине, Мочанский построил дом и посадил чудесный сад.

30 июля 2010 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко вручил Николаю Мочанскому орден Почета за многолетнюю добросовестную плодотворную работу, профессиональное мастерство и личный вклад в развитие авиационных видов спорта в Республике Беларусь.

Почти вся жизнь Николая Петровича, его детство и юность, офицерские годы оказались сотканными из крутых поворотов судьбы и радостных летных часов и минут. Были неудачи и разочарования. Видимо, на роду ему написано, получая удары судьбы, стойко переносить их. А иначе никогда не поднялся бы в небо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter