Тернистые пути прогресса

О проблемах ученых-новаторов сегодня, думается, наслышаны все.
О проблемах ученых-новаторов сегодня, думается, наслышаны все.

Нет у изобретательства былого престижа. Много разработок, еще больше идей - не хватает денег, чтобы довести их до конкретного коммерческого предложения. Но есть, как выясняется, и еще одна проблема. На ней в своем обращении в редакцию СБ заострили внимание ученые из Могилева: доктора технических наук Ф.Г.Ловшенко, В.П.Тарасик, Л.А.Борисенко, Л.А.Сиваченко, кандидаты технических наук С.А.Рынкевич, Е.В.Кузнецов, ведущий инженер по патентной и изобретательской работе В.Н.Башаримова. По мнению авторов письма, заявки на патент рассматриваются слишком долго, что сдерживает научно-технический прогресс в республике. Они предлагают сократить срок рассмотрения заявок до 18 месяцев.

На наш взгляд, точка зрения представителей вузовской науки - хороший повод для размышлений о том, что же сдерживает научно-технический прогресс у нас в стране, которая, по общему мнению, обладает мощным интеллектуальным потенциалом. Вот почему мы решили задать несколько вопросов Валерию КУДАШОВУ, председателю Государственного патентного комитета.

- Валерий Иванович, давайте сразу ответим на вопрос, который волнует авторов письма: почему так долго оформляются заявки на изобретения?

- До 1999 года все белорусские изобретения проходили экспертизу в Москве. И лежали там месяцами, дожидаясь, пока Белгоспатент получит валюту и сможет за них расплатиться. Сейчас мы сами ведем патентные поиски, но все же рассмотреть заявку менее чем за 2 года пока не имеем возможности. Судите сами: на сегодняшний день на всю республику - 30 экспертов, которые рассматривают заявки по 31 направлению науки и техники. Есть 62 патентных поверенных, но их услугами пользуются в основном крупные предприятия. Один эксперт может качественно провести экспертизу 50 заявок в год. Во-первых, это международная норма, во-вторых, рассмотреть больше при нынешнем уровне автоматизации патентных поисков в республике (у нас на двух экспертов один компьютер) просто нереально. Кстати сказать, в большинстве зарубежных стран этот процесс также занимает не менее 2 - 3 лет. В Японии, где заявки подаются в электронном виде (а не на газетной бумаге карандашом, как иногда у нас), они ждут своего часа 5 (!) лет. Пока не получен патент, ни о каком производстве речи быть не может. И, насколько мне известно, прогресс в Японии пока не остановился. Так что дело отнюдь не в длительных сроках рассмотрения заявок...

- Тогда в чем?

- В той же Японии ежегодно подается 400.000 заявок на изобретения, у нас - около 1.000. Примерно 70 процентов их получают положительные отзывы экспертов. Но ведь прогресс - это когда изобретение внедрено и дает экономический эффект. Мы проанализировали, сколько разработок, запатентованных за последние 8 лет, нашли применение в народном хозяйстве. Всего 6,5 процента (в мировой практике внедряется 15 процентов инноваций). Остальные оказались никому не нужны. И проблема не столько в консерватизме хозяйственников. Новшества, которые стимулируют производство, будьте уверены, без внимания не оставляют. Другое дело, когда предлагается перестраивать весь технологический процесс ради одного усовершенствованного отдельного узла или детали. Какой смысл? Госпатент готов поддержать все начинания в области высоких технологий, но просто диву даешься, с каким энтузиазмом отечественные новаторы, скажем, совершенствуют процесс обработки металлов резанием, а в это время США обходят нас по обработке давлением... А где наши открытия в области генной инженерии, информационных и биотехнологий? Где фундаментальные изобретения, которые бы открывали новые направления в науке и технике, имели мировую новизну? Нет, увы, их. Есть самые обычные, среднего уровня. Нередко шума вокруг них много, а практической пользы от реализации - на копейки. Кстати, по поводу письма в редакцию ученых из Могилева. Если их изобретения действительно важны для народного хозяйства (а не для диссертации), то в случае обращения в Госпатент вопрос о проведении ускоренной экспертизы был бы давно решен...

- Какие отрасли сегодня наиболее активно патентуют свои ноу-хау?

- Больше всего заявок на изобретения в области химии, медицины, машиностроения, энергетики. Приятно отметить, что в этом году впервые лидером по количеству заявок стало сельское хозяйство. Активно патентует разработки вузовская наука. А вот пассивность академической не может не настораживать: менее 100 заявок на патент в год для такой мощной научной организации, как НАН, - это ничтожно мало.

- Каков международный вес белорусского патента?

- Как и любой национальный патент, он признается только на территории республики. Выход на международный рынок невозможен без патентования отечественных разработок за рубежом. Сейчас в странах дальнего зарубежья ежегодно патентуется порядка 10 белорусских изобретений. Это достаточно дорогое удовольствие. В этом году правительство приняло решение о государственной поддержке зарубежного патентования. В январе экспертной комиссии предстоит решить вопрос, какие из поступивших предложений есть смысл патентовать за рубежом, ведь 1.000 долларов, уплаченных за патент сегодня, завтра должны вернуться в республику сотней тысяч прибыли. Словом, были бы толковые разработки...

- Госпатент содействует внедрению изобретений в производство?

- Мы издаем каталог научно-технических разработок. Создали информационный фонд, в котором 41.000 разработок, представляющих интерес для белорусской промышленности, из них 5.000 - отечественных. Госпатент имеет доступ (и обеспечивает его для заинтересованных предприятий, министерств) к компьютерной базе данных, где содержится информация о лучших научных разработках 60 стран мира. Разумеется, стремимся внести туда как можно больше информации о белорусских изобретениях.

- Какие планы у комитета на этот год? Будет ли у изобретателей меньше проблем?

- Мы хотели бы перейти на хозрасчет. Это позволит патентные пошлины и сборы использовать по назначению - для развития интеллектуальной собственности в республике. Увеличив вдвое штат экспертов, мы могли бы сократить срок рассмотрения заявок до года. Продолжим работать над введением в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности. Несмотря на то, что указом Президента предприятия, которые ставят на учет интеллектуальную собственность, освобождаются на 2 года от всех налогов, проблем тут множество. О чем можно говорить, если главные бухгалтеры многих предприятий понятия не имеют, что такое интеллектуальная собственность? Что ж, будем объяснять.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter