Как студенту найти жилье в Минске

Теорема съемного угла

Старт новой, взрослой, жизни для приезжих учащихся начинается с очень прозаичных вещей. Например, с поиска жилья…
Иногороднему студенту в Минске интересно все. Столица — средоточие жизни всей страны, город больших возможностей. Здесь так хочется и хорошо учиться, и хорошо отдыхать. Да вот загвоздка: старт новой, взрослой, жизни для приезжих учащихся начинается с очень прозаичных вещей. Например, с поиска жилья…

8_жизнь-студент-квартира44-190814 - 500.jpg


Каждый год ближе к осени Минск принимает тысячи иногородних студентов. Кому-то судьба благоволит: для него находится место в общежитии вуза. Плата за такое жилье более чем символична. Плюс рядом всегда твои же однокурсники — кто конспектом поделится, кто обедом. Да и родителям спокойнее: дети под надзором комендантов, вахтеров и оперотрядов. 


Тем же, кто в число счастливчиков не попал, приходится отправляться на поиски жилья самостоятельно. И тут уж настоящая игра в рулетку. Повезет — успеешь отхватить квартиру с удобоваримой арендной платой и адекватными хозяевами. Нет — придется довольствоваться малым. Как иногородние студенты решают свои жилищные вопросы в преддверии нового учебного года, выясняли корреспонденты нашей газеты.


Сентябрь не за горами, и иногородним студентам, которые все еще не решили жилищный вопрос, сейчас приходится несладко. Вопреки обещаниям специалистов, мол, бума на аренду жилья в этом году не ожидается, в Минске, например, как оказалось, найти квартиру по приемлемой цене непросто. 


Сайты объявлений завалены предложениями. Есть варианты возле метро, с мебелью, стиральной машинкой и Wi-Fi. За «однушку» в среднем просят 350 долларов, за «двушку» — 400, «трешка» обойдется примерно в 500. Отбираю парочку «однокомнатных» предложений, звоню. «Уже сдали», «Вы опоздали», «Ничем не может помочь», — разводят руками хозяева. «Вы же объявление всего четыре часа назад подали», — огорчаюсь в очередной раз. «За это время уже восемь человек позвонили. Одна семейная пара даже вместо нашей цены в 330 долларов предложила 350, только чтобы мы больше никого не искали. На них и остановились».


В общем, из десяти набранных номеров «заселяйтесь хоть сейчас» ответили только по одному. Квартира, судя по фотографиям, хорошая — центр города, красивый вид из окна. Вот только цена 600 долларов не совсем студенческая.


— А скидку сделаете? — на всякий случай спрашиваю.


— Долларов 20, не больше. Место у нас отличное: жильцов в любом случае найдем, — хвалит свой товар купец на том конце провода. 


Снять «двушку» и «трешку» оказалось проще. Стоят они дороже, но, если селиться вдвоем, а то и вчетвером-вшестером, получается вполне выгодно. Звоню по самому бюджетному из попавшихся вариантов — на улице Васнецова за две комнаты просят 400 долларов. Хозяйка тут же предлагает посмотреть. Квартира скромная, но аккуратная. В спальне —  две кровати, в зале — покосившаяся секция. «Вы курите, пьете? — параллельно с экскурсией проводит допрос хозяйка. — Мне конфликты с соседями не нужны. И еще, если будете жить не вдвоем, а вчетвером, то цену подниму до 450 долларов». Объяснила такое повышение находчивая хозяйка просто: на всех все равно немного получается. 


К счастью, таких предприимчивых людей мало. Просматриваю предложения за 500 и 600 долларов. Тут, как оказалось, мебель поновее и даже есть стиральные машины. Особых требований у хозяев нет, вот только предоплату просят за два месяца вперед. 


Для тех, кто ищет более экономичный вариант, можно посмотреть комнаты. В среднем в месяц за такое жилье просят 100—250 долларов. 


В списке объявлений нахожу самую дешевую — 80 долларов. Хозяйка, судя по голосу немолодая, сразу соглашается на встречу. 


Комната небольшая, из мебели — кровать, шкаф-пенал и стол. Главная проблема — сантехника, ржавчина на ней, кажется, копилась десятилетиями. «В две соседние комнаты потом подселю квартирантов», — предупреждает бабушка. 


— А кого? — интересуюсь.


— Какая разница! Скорее всего, студенток, будет общежитие квартирного типа.


Но это, как оказалось, не все сюрпризы. Минуты через две хозяйка достает из шуфлядки список с правилами поведения в будущем «общежитии». Жильцам строго-настрого запрещается тревожить соседей, поздно возвращаться домой, а также приводить в дом друзей или даже родственников. Если квартирант повредил мебель, на возмещение ущерба у него всего-навсего 48 часов. А вот потеряй он ключ — сразу же должен заменить сердцевину замка. Еще одно требование домовладельца — влажная уборка каждый день. 


— Ну как, подходит? — воодушевленно спрашивает бабуля. Вопрос риторический. Но предложения с комнатами решаю посмотреть еще, тем более что большинство хозяев предлагают заселиться «хоть завтра». Есть и предложения с бонусом — первые два месяца «без коммуналки», вот только предоплату, а это 600 долларов, тут просят за три месяца вперед. 


Одного дня на поиски не хватило. Бывалые предупреждают: чтобы найти подходящее жилье, можно потратить неделю и даже месяц. Поэтому у тех, кто все еще не нашел своего угла, остается два варианта — соглашаться на дом подороже или искать тщательнее, ведь даже в последнем вагоне порой можно найти удобное место. 


КОММЕНТАРИЙ  СПЕЦИАЛИСТА

Михаил РОГОВЦОВ, начальник отдела аренды агентства недвижимости:

— Несмотря на демографическую «яму», которая наблюдается уже не первый год, в этом августе, как и раньше, студенческий фактор все же сработал. В итоге цены на съемное жилье в Минске подскочили в среднем на 50 долларов. Сейчас за однокомнатную квартиру просят около 350 долларов, за двухкомнатную — 430, за трехкомнатную — 500. Селиться студенты чаще всего стараются в «однушки», в редких случаях в «двушки». Дело в том, что превращать квартиру в общежитие готов не каждый хозяин, а на двоих потянуть двухкомнатную квартиру могут не все.


БЛИЦОПРОС
Ключи к сердцам хозяек 
Мы решили спросить у студентов минских вузов, в какие курьезные ситуации они попадали во время съема жилья.

Алина УСОВИЧ, студентка 5-го курса биологического факультета БГУ:
— Несколько лет назад мы с подругой нашли комнатушку у бабушки семидесяти лет. «Божий одуванчик» установила с первого дня комендантский час — позже 11 часов вечера домой не возвращаться. Мы, помню, посмеялись над этим. Бабушка дала нам ключи только от нижнего замка двери, сказав, что от верхнего у нее нет. Тогда мы не знали, что это неправда. На второй день после заселения пошли в кино. Сеанс заканчивался ровно в 23.00, и домой возвращались около полуночи. Пытаемся открыть дверь, а она заперта. Бабуля с другой стороны кричит, что закрыла верхний замок (то есть ключ быстро нашелся) и нас не пустит до утра. На наши мольбы: «Где нам спать?», «Войдите в положение» — она не реагировала. В общем, ночевали мы у друзей, а вот на следующие сутки выселились.

Антон ТУРЧЕНКО, студент 5-го курса факультета международных отношений БГУ: 
— Я жил у женщины, которая обязала меня ходить в продуктовый магазин. Цена за квартиру, мол, небольшая, центр города, поэтому вот тебе небольшая нагрузка. Ее заказы иногда были неподъемными — например, 5-литровая бутыль воды плюс еда. Магазин около дома ее не устраивал, отправляла подальше. Еще она постоянно пыталась «дружить» со мной: давай попьем чаю, обсудим политику, поговорим про Андрея Малахова... Просила, чтобы плату я ей давал мелочью. Мне с этим частенько нужно было «попариться», так как купюр малого достоинства в обменниках иногда не хватало.

Яна ЕВДАКИМОВИЧ, студентка 5-го курса Института журналистики БГУ:
— Моя подруга нашла нам квартиру с хозяйкой и, когда съездила на «смотрины», сказала: она такая веселая, что кажется выпившей. Когда мы переехали, то через час поняли, что чемоданы пока разбирать не будем. И правильно сделали, потому что продержались там лишь пару дней. В соседней комнате уже жила веселая компания: парень с девушкой, которые собирались пожениться, и их кот, справляющий нужду прямо на двуспальную кровать. Хозяйка оказалась очень забывчивой — постоянно спрашивала, как нас зовут. В 5 утра она любила сварить аджику и рассказать нам, что перенесла трепанацию черепа. Также приводила буйного мужчину, который иногда звонил ей среди ночи на домашний. После выходок ее ухажера мы твердо решили уйти. Собрали вещи и прыгнули в такси. Не удивлюсь, если она этого даже не заметила.


Блок в помощь

На время майского чемпионата мира по хоккею студенческая деревня превратилась в фан-городок, а учащимся вузов пришлось искать новое жилье. Но уже через неделю, после летних каникул, ребята вернутся в свои комнаты. Мы узнали, как новые общежития пережили наплыв болельщиков и насколько они готовы к учебному году. 


Общежитие № 4 в студенческой деревне выглядит по-европейски. В коридорах горит яркий свет, на полу лежит новая плитка. Блоки здесь похожи на двухкомнатные квартиры, в каждом живут по шесть человек. Санузел, прихожая и кухня — общие. 


«В старых общагах в блоке жили впятером, теперь пришлось немного потесниться. Зато метро рядом», — говорит студентка журфака Света Ващило. За место в студенческой деревне девушка платит 156 тысяч рублей в месяц. Во время чемпионата для иностранцев расценки были другие — в среднем по 20 евро в сутки. Света вспоминает, что до начала хоккейного турнира в новом общежитии она успела пожить всего полгода: «Уезжая, оставили блоки в лучшем состоянии, чем приняли. Ребята еще шутили, мол, заселились убирать, а не жить». 


Дело в том, что некоторые студенты во время соревнований подрабатывали здесь горничными. За пару недель заработали по 5 миллионов рублей.


Комендант «четверки» Екатерина Гапаненок вспоминает, что очень переживала, как будет выглядеть общежитие после чемпионата. Боялась, что гипсокартонные стены не выдержат напора ярых болельщиков. Все обошлось: блоки целы, даже косметический ремонт не понадобился. 


— Россияне, финны и чехи вместе смотрели спортивные трансляции в холле, и никаких серьезных конфликтов не возникало, хоть и болели за разные команды, — говорит комендант.
Особенно удивлялись сервису россияне: не верили, что это студенческое общежитие, думали — отель.  


Заходим в один из блоков. Здесь по-домашнему уютно, входная дверь закрывается на ключ, а вот в ванных и туалетах замков почему-то нет. 


— Есть там кто-то или нет, определяем по включенному свету, — поясняет пятикурсник Дмитрий. 


Зато в каждом блоке — свой телефон. Есть в общежитии прачечная, комната для занятий танцами, бильярдная, два теннисных зала и два тренажерных, к слову, самых больших среди всех общежитий города. На каждом этаже — учебная комната с Wi-Fi. Пробуем подключиться – оказывается, интернет не бесплатный, нужно покупать специальную карточку. Поэтому Дмитрий, как и многие студенты, пользуется своим 3G-модемом.


В холле с тяжелыми чемоданами появляется студент из Ливии Мохаммед. «Раньше жить на Курчатова. Там китайца много, жарят что-то непонятное, а здесь хорошо, уютно», — отчеканил иностранец, направляясь к лифту. 


По утрам, кстати, возле них скапливаются немаленькие очереди, поэтому многие студенты предпочитают спускаться по лестнице. «Но это все мелочи, — считают ребята. — Главное, на время учебы у нас есть крыша над головой». 


ЛЮБОПЫТНО

Любовь КИРШАНКОВА, студентка, горничная в 4-м общежитии во время чемпионата мира по хоккею:

— Как-то выпивший болельщик стал критиковать чемпионат, а когда аргументы закончились, схватил огнетушитель и говорит: «Да у вас даже огнетушители пустые! Спорим?» Нажал на ручку — и через секунду стоял по колено в пене. Утром критикану пришлось возмещать ущерб за огнетушитель, а нам — убирать его комнату. 

КСТАТИ

Татьяна СИМАНОВСКАЯ, заместитель начальника Управления по делам молодежи Министерства образования:

— Пока говорить о том, сколько студентов получат места в общежитиях, сложно, эти цифры станут известны ближе к сентябрю. В прошлом году мы, например, смогли заселить 76 процентов нуждающихся в жилье ребят. Сейчас на балансе министерства находится около 106 общежитий. Одно из них — общежитие № 14 в Студенческой деревне хоть и было сдано в мае, студентов примет впервые. Жить здесь будут ребята из Минского лингвистического университета. Еще два общежития для студентов БНТУ и БГУИР в сентябре сдадут после капремонта. 

КОММЕНТАРИЙ  В  ТЕМУ

Михаил ЧЕРЕПЕННИКОВ, заместитель проректора БГУ по учебно-воспитательной работе:

 — В этом году мы предоставили студентам  6,5 тысячи мест в общежитиях, обеспечив жильем больше половины учащихся. Сейчас завершаем капитальный ремонт в общежитии № 3 на Курчатова, 6: откроется через пару месяцев. Так что еще 1250 студентов въедут в отремонтированные комнаты.  

Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА
panteleeva_katya@mail.ru 
Инна ГОРБАТЕНКО
gobatenko_inna@mail.ru
Алина КАСЕЛЬ    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter