На Балканах развивается конфликт между разными версиями национальной памяти

Тени прошлого будоражат Балканы

На Балканах развивается ожесточенный конфликт между разными версиями национальной памяти
В минувшую пятницу «Р» опубликовала статью Всеволода Шимова «Сербы просят о деликатности». Речь в ней шла о политических спорах вокруг событий 20-летней давности в боснийском городе Сребренице. В частности, о вето России в Совбезе ООН, наложенном на проект резолюции, в котором произошедшее называлось геноцидом. С основными тезисами коллеги согласен полностью. Казалось бы, тема закрыта. Но сюжет, как в фильмах Хичкока, стал развиваться по нарастающей...

Основные памятные мероприятия прошли в Боснии в субботу, 12 июля. На них приехал и премьер-министр Сербии Александр Вучич. Действуя в духе принятых ранее сербским правительством решений он заявил: «Сербия четко и однозначно осуждает это ужасное преступление, испытывает отвращение к тем, кто принимал в нем участие, и будет продолжать привлекать их к ответственности». Как известно, по официальной версии, в Сребренице в июле 1994 года силами боснийских сербов было убито более 8 тысяч мужчин. Сербский премьер намеревался почтить их память. Его встретила разъяренная толпа, которая стала скандировать оскорбления, а затем и забрасывать гостя камнями, один из которых угодил ему в голову и разбил очки. Поразительна реакция на произошедшее западных СМИ: нет даже нотки осуждения. Скорее, понимание и даже некоторое сочувствие «праведному гневу». Никакой рефлексии, попытки анализа того, что же происходит сейчас на Балканах.

А там будто специально пытаются спровоцировать конфликт, подливая масла в огонь. При этом сербы, которых подвергли бомбардировкам, лишили значительной части этнической территории и вдобавок объявили главными виновниками кровавой войны 1990-х годов, выступают как главный объект нападок. Никто из их соседей не собирается следовать примеру Сербии и приносить извинения за собственные преступления. Совсем наоборот.

Достаточно вспомнить провокацию, устроенную в октябре прошлого года на стадионе в Белграде братом премьер-министра Албании. Он запустил дрон с прикрепленным националистическим плакатом, что вызвало драку между болельщиками. Вроде бы албанская сторона должна была как-то сгладить инцидент. Ничуть не бывало! Через несколько недель после случившегося в Белград прибыл уже сам премьер-министр Албании Эди Рама. Буквально с порога он наступил хозяевам на больную мозоль – призвал признать независимость Косово. В итоге президент Сербии Томислав Николич отказался встречаться с Рамой, и визит был свернут.

В долгу не остаются и сербы. Совсем недавно они реабилитировали генерала Драголюба (Дражу) Михайловича, в годы Второй мировой войны командовавшего «Королевской армией Югославии на родине». Ее бойцы более известны как четники – суровые бородачи в шайкачах. Во время войны четники поддерживали короля, одними из первых выступили против немцев в союзе с партизанами Тито. Но затем идеологические противоречия вызвали кровавую гражданскую войну, которая разделила бывших союзников. В итоге бойцы Михайловича заключали временные соглашения и с итальянскими, и даже с немецкими оккупантами. История эта сложная и запутанная, как и все на Балканах. Например, в коллаборационизм четников не хотел верить де Голль, а тот же Михайлович отдал приказ не оказывать сопротивление Красной Армии, хотя и понимал, что СССР поддерживает его противников-коммунистов. После войны Михайлович был схвачен и расстрелян. В Сербии и Черногории многие (если не большинство) считают его национальным героем. В Хорватии и мусульманской части Боснии осуждают за участие в этнических чистках. Сербы в свою очередь предъявляют счет за кровавую резню, устроенную усташами (хорватскими фашистами), жертвами которой стали сотни тысяч сербов. Хорваты оспаривают эти цифры, стремясь их приуменьшить…

И таким спорам нет конца! Налицо ожесточенный конфликт между разными версиями национальной памяти. 

Наконец, кощунственным выглядит навязчивое сравнение одного-единственного кровавого эпизода в Сребренице с Холокостом, совершенным нацистами в годы Второй мировой войны. Подобные неуместные аналогии девальвируют сами представления человечества о геноциде, смещают исторические акценты, грозят беспамятством.

А Запад, не разобравшись во всем этом, лезет на Балканы со своими правилами и определениями, что вполне может спровоцировать и вполне реальную войну.

gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter