ТЕНЬ Чапского бродит в Прилуках...

Вот золотой клен и прислал ажурное приглашение в Прилуки.
Вот золотой клен и прислал ажурное приглашение в Прилуки. В усадьбу графа Григория Чапского, где нынче располагается Белорусский институт защиты растений. Повод для визита достойный: сотрудница института Инесса Король, два года назад создавшая здесь прелестный музей, решила продолжить благое дело. Организовав общественное объединение, долженствующее восстановить былую славу пока одной, а если повезет, и прочих усадеб Беларуси.

Действительно, чем мы хуже соседей, сберегающих для потомков чудесные архитектурные наследия? Вместе с гербовыми бумагами-фотографиями, преданиями-легендами. А в идеале - с интерьером и фамильными раритетами.

Очей очарованье - дворцово-парковый комплекс в Прилуках! Веришь ли, читатель, злодейский пришелец колорадский жук поспособствовал, чтобы усадьба сохранилась на радость патриотическим взорам?

Не веришь? И неправильно делаешь: парадокс истории в том, что самые невероятные стечения обстоятельств как ангелы-хранители сберегали прилукское чудо. И я очень понимаю заразившуюся "дворянской болезнью" Инессу Король, задумавшую передать эстафету исторической памяти будущим поколениям. Пожалуй, мне даже лестно быть действительным членом создаваемого ею благородного клуба. Вдруг и впрямь приехав в Прилуки, встречу тень Чапского в кленовой аллее?! Знатного графа, правда, не легендарного минского градоначальника и пивовара, а его родного брата, также эстета и мецената.

Не все слышали про такого? Я тоже докопалась не сразу. Да и кто раньше позволил бы якшаться с графской компанией, пусть и давно канувшей в Лету?

Светлым предпасхальным днем - дело происходило три года назад - спешила я на свидание к человеку, которого краеведы рекомендовали как наследника Чапских по женской линии. "Граф", служащий в солидном учреждении, в назначенный час на месте отсутствовал: убежал за колбасой. Минут через 20 явился - взмыленный и извиняющийся. Услышав, что ему заняли очередь за лотком яиц, вновь ринулся в гущу хозяйственных забот. Я терпеливо ждала, за что была с лихвой вознаграждена: покончивший с мирской суетой визави, достав архив, поведал фамильные предания, от которых дух захватывало. Монархи, градоначальники, наркомы, палачи - все затейливо переплелось в древних ветвях генеалогического древа с прибитым к нему гербом "Лелива". Гербом, на котором начертан гордый девиз: "Vitam patriae honorem nemini", что в переводе с латыни означает: "Жизнь Отчизне, честь никому".

Чем не сюжет для романиста: выпорхнула из родового гнезда Чапских Александрина-Иоанна замуж за овдовевшего герцога Гессенского Людвига IV и воспитала семерых его чад от первого брака, в числе коих была и скромница Алиса. Нам до тихони-падчерицы дела бы не было, не стань девочка со сказочным именем супругой последнего русского царя. Другая "гербовая" барышня по имени Каролина-Джорджина, сочетавшись законным браком с Василием Чичериным, родила ему Казимира Густава Георгия, будущего соратника Ленина.

Говорят, барон Мюнхгаузен также приложил свое сердце к ногам одной из Чапских. А сердобольный минский градоначальник Кароль - ага, пивовар и любитель электричества - крестил милосердия ради Андрюшу Вышинского. Пожалел пожаловавшую просительницу с мальчонкой на руках. И будущий главный обвинитель всего СССР студентом приезжал в 1903 году в Минск поблагодарить крестного за всемилостивейшее призрение.

Так или не так, кто нынче скажет точнее, чем знающий фамильные предания "граф"? Правда, сам он, хоть и состоит членом российского и белорусского дворянских собраний, предпочитает оставаться инкогнито. Говорит, на казенной службе лучше проявлять "титулярную" скромность.

...В красивые, как оброненная с неба табакерка (хотя Всевышний вряд ли балуется табачком), Прилуки я впервые попала два года назад. И влюбилась в зачарованное имение с первого взгляда.

Мудр был графушка Эмерик-Захарий-Николай-Северин Гуттен-Чапский (1829 - 1896), ох мудр! Места-то здесь и впрямь парадизные.

Выйдя после размолвки с царем в 1879 году в отставку (верой и правдой служил, дойдя до чина директора Лесного департамента империи), переехал в Станьково, где собрал в специально построенной башне-скарбнице коллекцию раритетов: редких книг, гравюр, картин, монет, слуцких поясов. К сожалению, судьба дивной коллекции (граф не гнушался в поисках старины раскапывать окрестные курганы) оказалась драматичной: часть ее была вывезена в Краков, а часть в Москву. Увы, русская половина безвозвратно пропала. И лишь польская уцелела: находится нынче в краковском музее.

Станьковское имение Эмерик Чапский презентовал старшему сыну Каролю (1860 - 1904), славному градоначальнику. А младшему, Ежи (1861 - 1930), предводителю губернского дворянства и главе обществ сельского хозяйства и Красного Креста, выделил Прилуки. Сиятельный папа специально купил живописную, но начавшую хиреть усадьбу, оформив в Минской палате Уголовного и Гражданского суда купчую крепость.

Окинув взором выросшие над Птичью кирпичные терема современных нуворишей, я не без иронии зачла составленную в мае 1871 года "Опись с оценкою строений, мельниц и карчем в имении Прилуках и принадлежащих к нему фольварках, застенках и других угодий Минской губернии и уезда".

Достался графу совсем не Эрмитаж, а "жилой господенный дом, оставшийся от пожара, каменный, двухэтажный, под которым сутерень и погреба, без крыши, потолков и полов, отштукатурен и выбелен; в нем две железные лестницы, четыре балкона и три крыльца с железными решетками, два железных камина, дверей двойчатых дубовых и сосновых окованных и крашенных с железными петлями, клямками, замками, ключами - 44, дверей от сутерен и погребов - 3. Дверей одиночных 21 штука, окошек двойчатых со стеклом - 74 и с побитыми стеклами - 16, к ним полукруговых верхних с разноцветным стеклом - 50, окошек из сутерень и погребов - 28, труб железных для стека воды из крыши целых - 15. Ценится 10 тысяч рублей".

Но недаром в самом Петербурге слыл Гуттен-Чапский эстетом: имение быстро привели в порядок, украсив террасами с мраморными ступенями и парапетами, купальнями и водяной мельницей, розами и сиренями под окнами. И мебель соответствующую подобрали: гарнитур и часы в стиле Людовика ХV, шкафы и сундуки гданьской работы, картины кисти Матейко, Вейсенхофа, Корсака. А чтобы и потомки смогли лицезреть прекрасный результат, попросили талантливого современника Наполеона Орду запечатлеть усадьбу. Благодаря чему мы также можем представить романтическую старину. Собственно, пейзажи Орды вкупе с уцелевшими чертежами помогли восстановить разрушенное в годы Великой Отечественной дворянское гнездо Чапских.

Хотя разорили его гораздо, гораздо раньше.

В самодеятельном музее, который к тридцатилетию института создала в Прилуках Инесса Король, висит на стене копия старинной фотографии: на лестнице (до сих пор сохранилась) счастливо замерли граф Ежи с женой, гувернанткой и многочисленным потомством. Григорий, в отличие от брата, оказался плодовитее - целых семь отпрысков пустил в свет. Неплохое вышло племя: сын Эмерик (не имя, а фамильный талисман) участвовал в Сопротивлении, освобождал Париж, за что был награжден орденом Почетного Легиона. Второй, Юзеф, стал живописцем, а заодно и писателем. Дочь же Мария полностью пошла по литературной части. После Октябрьской революции, оказавшись в Париже, написала романы "Европа в семье" и "Измененное время". В музее есть их польские переводы, по прочтении которых можно представить, как выглядели в бытность родовых владельцев Прилуки. Совсем недавно появилась здесь и книга Юзефа Чапского "На бесчеловечной земле", рассказывающая о Катыни.

Очень грустная семейная мемуаристика. Вряд ли попала бы она в нашу страну, не вздумай И.Король разыскать для музея разбросанные по миру следы породненных почти со всеми дворами Европы Чапских. И не решись на заре перестройки бабушка юного "графа" с неграфской фамилией рассказать внуку, насколько голубая кровь попала в его комсомольские жилы.

Впрочем, прилукское имение я недаром назвала зачарованным. Похоже, само небо помогало ему возрождаться из пепла подобно Фениксу.

Большевики не сильно надругались над фольварком, превратив его для начала в санаторий ЦК КПБ. И даже позволили режиссеру Таричу снять в 1926 году в нем "первую белорусскую... национальную фильму" "Лесная быль".

Дворец превратили в руины в конце Великой Отечественной войны. И, возможно, снесли бы бренные останки стен окончательно, не проникнись магическим очарованием имения приехавшая в Прилуки руководить Минской опытной станцией по борьбе с колорадским жуком, раком картофеля и нематодами Всесоюзного института защиты растений Циля Гандельман. Она-то и задумала восстановить прекрасное имение. И добилась своего.

Шляхетная традиция оказалась заразительной: все последующие директора Белорусского института защиты растений старались сберегать доставшуюся собственность. А нынешний глава Сергей Сорока даже готов расширить музей, выделив дополнительные помещения, а может, и всю башню дворца.

...И сидела честная компания ученых, краеведов и пришедшего на огонек отца Владимира в Прилукском центре народного творчества (говоря прямо, в преобразованных местными энтузиастами в уютный уголок графских конюшнях), согревая душу чаем и разговорами о возрождении былой славы отечественных усадеб. Старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси Андрей Киштымов вызвался просветить публику исследованиями по истории имений, Леонид Аколович из БГПУ имени Танка - по генеалогии знатных родов. И так мы все вошли в поисково-деятельный раж, что договорились до добровольного субботника по очистке графских подвалов, в коих еще недавно хранилась советская картошка.

А потом, пока черный бархат сентябрьских сумерек не сгустился окончательно, полезли дружной вереницей на чердак дворца. Поднявшись по винтовой лестнице башни в царство голубей, ахнули: древняя кладка открылась нашим взорам. И много свободного места. Главный специалист по сохранению историко-культурного наследия Минского райисполкома Светлана Жданова порадовала: зреет мысль создать на базе имения музей утраченных усадеб Минщины. Только в районе насчитывается семь имеющих категорию историко-архитектурной ценности памятников. Причем два из них - дворцово-парковый комплекс и церковь Пресвятой Богородицы - находятся в Прилуках. Проблема упирается не в "жилплощадь", а в отсутствие экспонатов. Нет пока даже новоделов, то бишь макетов, на изготовление которых нужны деньги.

Да, раритеты нынче в цене.

Ну а если пустить шапку по кругу? Живы и полны желания приехать в Прилуки зарубежные наследники Чапских. И отечественные имеются. Да и мы с вами тоже не лыком шиты. Или я не права?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter