Телега

На бюрократическом жаргоне советских времен слово "телега" означало бумагу кляузного содержания с неприятными последствиями: жалобу, заявление, анонимку.
На бюрократическом жаргоне советских времен слово "телега" означало бумагу кляузного содержания с неприятными последствиями: жалобу, заявление, анонимку... Таковая - в несколько инстанций одновременно - в данном случае имеется. Если оставить слово без кавычек, оно будет весьма точно характеризовать уровень работы предприятия, о котором пойдет речь: допотопный, примитивный. Нам подходят оба толкования.

"Пишут вам возмущенные до глубины души работники предприятия "Дорресторан" Белорусской железной дороги. Этот год как для предприятия, так и для каждого из нас начался крайне плохо и принесет нам, видимо, еще немало слез. ...Мы просим защитить нас от "банды" руководителей, которые вдруг нахлынули к нам с Курасовщинского рынка Минска и Белкоопсоюза".

Существуют проблемы, при оценке которых в качестве эксперта вполне подходит человек с улицы: рядовой гражданин, любой из нас. Нам трудно взвесить качество работы геологов или, скажем, дипломатического корпуса. Иное дело - общепит, торговля или мастерские по ремонту обуви. Поскольку служат они нам - клиентам, покупателям и заказчикам, - то мы и будем решать: хорошо работают или плохо.

Уже из названия видно, что "Дорресторан" предназначен для обслуживания тех, кто пользуется железной дорогой. Если верить авторам письма, то раньше все в дорожном сервисе обстояло распрекрасно, но явились "злые" люди, чтобы ради личной выгоды всеобщее благополучие разрушить. Обращаюсь к пассажирам-экспертам: вы довольны работой "Дорресторана"?

Может быть, вам в душной электричке работники фирмы предлагают мороженое и прохладительные напитки? Может, в поездах внутрибелорусского сообщения они катают тележки со сладостями, свежей выпечкой или дорожными "ссобойками"? Или во время стоянок поезда с платформы входят коробейники с подобным ассортиментом?..

Ответ очевиден: большинство пассажиров даже не подозревают о существовании фирмы, которая, по идее, должна денно и нощно об их пропитании хлопотать. В вагоны-рестораны ходят далеко не все, тем более что их, вагонов, не так уж много. Есть еще кафе в Бобруйском сквере, три буфета в здании вокзала и десяток киосков - те и другие среди множества прочих ничем не выделяются. Кондитерский цех и цех комплектации дорожных наборов, обеспечивавший лишь московские "единичку" и "двойку", большинству пассажиров опять же незаметны. Вот, собственно, и все хозяйство.

Так что не работники фирмы, а инициативные граждане снуют со съестным по вагонам и перронам. И спасибо! С другой стороны, если схватит живот от перекисшего пива или "инфицированного" беляша, с кого спросишь?

...Новый год действительно начался для коллектива не лучшим образом: 3 января ушла на пенсию прежний директор, а с 4-го в должность вступил новый - Николай Николаевич Занкович. Традиционные опасения относительно "новой метлы" оправдались: в течение короткого времени несколько низовых работников были уволены за пьянку и прогулы, главный бухгалтер - по результатам ревизии.

"Я нашел состояние дел ужасающим, за 20 лет работы в торговле и общепите не видел такого! - говорит Николай Николаевич. - Самые рентабельные на то время подразделения, вагоны-рестораны, передавались вагонному участку, на других фактически был поставлен крест: предприятие шло к полному развалу. Прежний директор, женщина предпенсионного возраста, постоянно болела - фактически управлял делами заместитель...

Кафе в Бобруйском сквере всю зиму не отапливалось. Узнаю: оказывается, на отопление списано более 3 млн. рублей... Куда ушли деньги? Еще пример. Мой предшественник купил сотовый телефон "Нокиа" за 800 долларов! Где вы видели такие цены? Мало того - подключил его к международной связи, хотя никакой внешнеэкономической деятельности предприятие не вело. Только за 10 дней пребывания в Москве наш абонент наговорил на 1 тыс. долларов!

В декабре наши работники обслуживали в Москве презентацию продукции Днепропетровского вагоноремонтного завода. Хватило бы трех-четырех. Поехали девятеро, включая заместителя директора и главного бухгалтера. Вернулись, отчитались о "высокой" эффективности мероприятия. Мы проверили: убытки превысили 2 миллиона!

Компьютерная программа по учету документов на базе дала сбой, поскольку была "левой", - в итоге недостача еще на 1 тыс. долларов. Товары для собственной торговой сети закупались хаотично, не контролировались остатки и сроки реализации. Товаропотоками и людьми, в сущности, никто не управлял".

С нанесенным ущербом Н.Занкович разбирается до сих пор. Требует от своего заместителя объяснений, но тот уходит от ответа: то он в отпуске, то болен... За 3,5 месяца новый директор лишь мельком видел своего зама! Словом, пришлось обращаться за помощью в правоохранительные органы...

Итак, в "Дорресторане" полный развал. А пришел сюда Н.Занкович действительно из потребкооперации - с должности первого заместителя председателя правления по торговле и общепиту Минского облпотребсоюза. Имеет звание "Отличник торговли РБ", был на хорошем счету, много раз поощрялся своим руководством и облисполкомом. Помощников действительно привел с Курасовщинского рынка - лучшего в системе потребкооперации республики. Ради чего пришел и людей с благополучных мест сорвал?

Отвечает: "Привлекла перспектива! Имея базы в Минске, Молодечно и Орше, можно создать цивилизованный сервис на крупных вокзалах и станциях, в поездах". Тут уместно сказать, что предприятия "Дорресторан" больше не существует. Зарегистрировано новое - "Белжелдорсервис". Из названия видно, что у него более обширные задачи. Было 180 человек, а с предприятиями в Орше и Молодечно будет 420.

Занкович намерен не дожидаться клиента, но активно его искать и видит перспективу в мобильной торговле: на платформах и в поездах. Сейчас, например, изучает: какое и где выпускается оборудование - для перрона и для вагона, для горячих и для холодных блюд...

Уже в бытность Н.Занковича директором предприятие стало обеспечивать дорожными наборами поезда N 3 и N 4 на Москву, скоро их получит и питерский. По отзывам пассажиров, наш набор лучше российских и прибалтийских. Но Занкович намерен комплектовать не один, а десяток вариантов: для разных категорий пассажиров и поездов. Значит, надо расширять цех комплектации и кондитерский, ремонтировать кафе и базу...

"Непочатый край работы! Поезда местного значения никто не обслуживает. Да что там поезда! Мы бы хотели в каждой электричке оборудовать буфет, чтобы официант постоянно курсировал по поезду. В Молодечно пополнил запас, в Орше..."

У киосков перспектив нет, считает директор, торговля должна вестись в более цивилизованных условиях. Хотел бы, например, арендовать торговый комплекс 3-й детской поликлиники. Намерен участвовать в конкурсе за право занять торговые площади в объектах 2-й и 3-й очереди нового вокзала. У железной дороги в Минске есть неплохие магазины - "Зеленый свет", "Экспресс" и другие, но они обслуживают горожан. А кто позаботится о работниках дороги, пассажирах?

Кстати, служба занятости Октябрьского района готова помочь с выделением беспроцентной ссуды под создание новых рабочих мест - из расчета 1,5 млн. рублей на одно место. Есть и свои средства, т.к. предприятие работает эффективно и за два первых месяца года имеет 24 млн. прибыли: в 2,3 раза больше, чем год назад. Прирост выпуска собственной продукции за I квартал - 39%, розничного товарооборота - 41%. Много ли торговых предприятий могут похвастаться такими цифрами? А из письма следовало, что дела все хуже и хуже...

Согласимся, что новый директор всего за три месяца успел немало. Кому и почему выгодно его остановить? План развития предприятия, представленный Н.Занковичем руководству дороги, включает два десятка пунктов. Есть и такие замыслы, которые он только просчитывает, обдумывает и не спешит обнародовать. Но в любом случае намеченные дела предполагают не сокращение штатов, чего опасаются авторы письма, - напротив. Другое дело, что, судя по письму, не всех устраивает более жесткий и ответственный стиль работы.

В сущности, на это письмо-анонимку руководство Белорусской железной дороги могло бы и не реагировать: по закону имеет право. Но там рассудили иначе и собрали коллектив, перед которым выступил заместитель начальника дороги Сергей Шпаков. Сказал коротко и, по-моему, убедительно. Работали вы плохо, но учиться работать хорошо не стыдно. Идеи, которые принес новый директор, принесут пользу дороге и пассажирам, поэтому менять его мы не намерены. Кто хочет работать - дел хватит, кто не хочет - не держим!

Письмо заканчивается так: "...Мы хотим просто работать мирно и спокойно, как прежде". В сущности, и газета могла бы оставить анонимку без внимания: тоже имеем право. Тем более что сведения, как чаще всего и бывает в анонимках, не подтверждаются, а факты извращаются. Но очень уж наглядно письмо демонстрирует еще одну закономерность кляузных писем: авторы чаще всего стегают самих себя.

Поэтому еще раз обращаюсь к читателям-экспертам: хотите ли вы, чтобы работники сервиса, дорожного или любого другого, жили-поживали тихо и спокойно, как прежде?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter