Зеркало не обязательно, катафоты — на вес золота: обсудили с ГАИ, чем оснастить велосипед

«Техосмотр» для двухколесных

Корреспондент «Р» присоединилась к традиционной всемирной акции «30 дней на велосипеде». Суть ее проста: раз в сутки на протяжении всего апреля нужно крутить педали — будь то поездка к магазину шаговой доступности или масштабный велотрип в другой город. А вот как сделать это правильно и безопасно, рассказали в Госавтоинспекции.

Ольга Вальченко.

ДТП стало больше

На велосипед я села в таком возрасте, когда люди все больше пересаживаются в уютные четырехколесные салоны. Но детская мечта требовала воплощения, и у меня появился новый член семьи — односкоростной, бюджетный, низкорамный и очень выносливый. Передвигаемся мы с ним не только по городу, позволяем себе вылазки за пасторальными пейзажами. А вот правильно ли мы это делаем, я решила узнать у специалистов.

Полагаю, многие из вас хоть раз в жизни, но были в ГАИ: продлевали документы, регистрировали транспорт или принимали наказание за невнимательность. Да чего греха таить, я и сама приобрела там пару седых прядей, сдавая экзамен на права. А вот посещали ли вы когда-нибудь Госавтоинспекцию на велосипеде? У меня такое в первый раз!

Судя по взгляду инспектора отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Гомельского облисполкома Дарьи Ткачевой, если уж к ним и заруливает что-то двухколесное, то оно, как правило, еще и оборудовано двигателем. Но такие инициативы ГАИ только радуют:

— Самое главное — это безопасность всех участников движения. В 2023‑м в сравнении с предыдущим годом на территории Гомельской области увеличилось количество ДТП с участием велосипедистов — с 26 до 51, — приводит грустную статистику Дарья Ткачева.

Предваряя вопросы читателей, тут же отмечу: велосипед не машина, «техосмотр» не обязателен, работоспособность тормозов и наличие комплекта освещения все еще остаются на совести самого веловодителя.

Дарья ТКАЧЕВА.

А катафот?

Для начала прописные истины. Ездить на сломанном устройстве нельзя — Дарья лично проверяет тормоза моего велосипеда и разрешительно кивает головой. Перевозить пассажиров на велосипеде, если нет специальных, предназначенных для этого конструкций, не стоит. Я клятвенно обещаю на багажник и в велокорзинку никого не сажать, ноги с педалей не убирать, руки держать на руле.

Дарья пересчитала все светоотражающие и светоизлучающие элементы (белые спереди, красные сзади), которые должны быть включены при движении по дороге в темное время суток или при недостаточной видимости. Затем придирчиво хмыкнула в сторону болтающегося заднего фонаря, что заставило меня тут же схватиться за отвертку. А что еще порядочная велоледи может возить в своем рюкзачке? Кстати, замечание на полях, для тех, кто говорит, что ездит исключительно днем или по тротуару, а потому на фонари раскошеливаться не собирается. Во-первых, вы не знаете, как сложатся обстоятельства: можете выехать днем, а вернуться после захода солнца. А во-вторых, я пару раз вечером чуть не въехала на тротуаре в тотально темных велогонщиков, потому что эти гении шпионажа решили скрываться и совсем никак себя не обозначать.

Я уже начала испытывать гордость за свою велокомплектацию, но инспектор тут же осадила меня строгим вопросом:

— А где на заднем колесе оранжевый катафот?

Мир рухнул, велосипед ахнул, я потерпела фиаско, ибо не помнила, где могла потерять столь ценный элемент, который должен символически обозначать боковую поверхность моего транспортного средства. Осознала, поняла, обещала исправиться.

А вот за зеркало Дарья Ткачева меня похвалила:

— Мы же если двигаемся по краю проезжей части, то по правилам делаем это в попутном направлении. Зеркало по ПДД — вещь не обязательная, но это хорошее подспорье, чтобы иметь возможность видеть того, кто едет сзади.

«Не выскакиваем на дорогу!»

Обозначать в темноте надо не только велосипед, но и себя.

— Вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами, за исключением движения по велосипедной дорожке, — наставительно сообщает инспектор, упаковывая меня в кислотный жилет. — Как я всегда учу детей, мало повесить фликер спереди — вас будет видно только спереди, мало закинуть за спину светящийся рюкзачок, обозначить себя в темноте нужно максимально.

Я тут же заказала на маркетплейсе ремни со светоотражающей полосой (они тоже подойдут) и уточнила:

— А шлем обязателен?

— Не обязателен, но мы рекомендуем. Защитные шлемы, накладки на локтевые и коленные суставы не решат всех возможных проблем на дороге, но существенно снизят получение возможных травм.

Урок следующий — пересекаем проезжую часть правильно. Все после изменений в ПДД дружно обрадовались, что можно не спешиваться на переходах, но не все уяснили детали, обращает внимание Дарья:

— Не спешиваться можно лицам, достигшим 14 лет. До этого — только в сопровождении взрослого, совершеннолетнего человека. Иначе руководствуемся ПДД для пешеходов.

Рост ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов в Гомельской области существенный: в прошлом году было травмировано 20 детей.

— И нужно помнить, что при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода. Так что медленнее, пожалуйста, и не выскакиваем на дорогу, — критично следила за моими попытками Дарья.

Я, признаться, новую вольность позволяю себе только на небольших переходах, если ничего не закрывает обзор и не в часы, когда дорога перегружена. Конечно, могу назубок выучить все правила, но не уверена, что их так же хорошо будет знать другой участник дорожного движения.

Велосипедная дорожка, обочина, тротуар, пешеходная дорожка — вот пути, которые мы прежде всего должны искать. И выезжать на дорогу, только если их совсем нет или проехать по ним невозможно. Тогда в один ряд и не далее одного метра от правого края проезжей части дороги крутить педали разрешается. И Даша особо обратила внимание: при наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающей ее край, оная должна располагаться слева от велосипедиста.

— А у себя во дворе я могу поездить по проезжей части? — хитро интересуюсь я.

— При наличии тротуара двигаемся по нему, — неумолима Дарья. — Но если он совсем разбит и нет возможности по нему двигаться, то можно, но по правилам и думая о безопасности.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter