Технологический обрыв

«Бытовые» информационные технологии (IT) — эффективное средство против волокиты...

«Бытовые» информационные технологии (IT) — эффективное средство против волокиты. Если можно заказать справку в интернете (оплатить услугу, оформить сделку, записаться к врачу и т. д.), то незачем стоять в очереди к дверям служебного кабинета. Компьютеры сегодня на каждом шагу, мобильники — того чаще. Банковские карточки имеются чуть ли не у каждого. В совокупности и при умелом использовании это — сила! Вроде бы созданы все предпосылки для бурного вторжения IT в наш быт. Отличный повод облегчить себе жизнь, сэкономить время и деньги, получить доступ к новым возможностям... Корреспондент «СБ» испробовал это на практике.


Говорят, где–то уже и яичницу жарят на расстоянии, посылая кухонному агрегату соответствующую эсэмэску. Это баловство нам ни к чему. Есть более адекватное применение высоким технологиям. Например, sms–банкинг. Удобная штука. Экономит время, ничего не стоит. При наличии банковской карточки можно эсэмэской оплатить многие услуги, сделать взнос по кредиту, узнать коммунальную задолженность, количество денег на счете. Не надо никуда ходить. Так написано на сайте моего мобильного оператора. Жаль — не работает.


Все потому, что мой банк не договорился с оператором. Так что в Гомеле sms–банкинг действует в ограниченном режиме: только в части внесения платы за, собственно, мобильный телефон. Вообще–то ноу–хау этим я пользуюсь далеко не первый год. И все это время что–то мешает банкирам столковаться со связистами...


Последний мой поход к врачу за дежурной справкой напомнил: лучше бы вести здоровый образ жизни... Все–таки наличие даже примитивной онлайн–странички с возможностью выбрать время приема позволило бы серьезно укоротить очереди в коридорах поликлиник. Слышал, кое–где такая возможность уже существует. Пытаюсь отыскать признаки интернет–активности своей поликлиники, да и любой другой в Гомеле. Безрезультатно. Возможно, все впереди?


Выбор маршрута, бронирование и заказ билета на сайте железнодорожного вокзала — одна из немногих полезных возможностей, которые удалось найти на гомельских интернет–ресурсах. Удобно. Ради эксперимента заказал билет в Минск — с доставкой. Почти сразу мне перезвонили, уточнили данные. Заодно терпеливо объяснили, что доставка обойдется раза в полтора дороже, чем сам билет. Впрочем, для коллективных заявок — то что надо. Гораздо удобнее, чем ехать на вокзал.


Несколько лет назад в райисполкомах по всей стране появились красивые сенсорные терминалы, начиненные справочной информацией. Дело хорошее, что и говорить. Но часто терминал стоит на постаменте невостребованным (видел и вовсе выключенный). Недавно специально задержался рядом, понаблюдал. За 45 минут, пока на меня не начал коситься постовой милиционер, — ни одного запроса. Как–то опасаются его посетители. Либо не видят полезности...


Сайт Советского района Гомеля единственный порадовал живым разделом «Диалог с населением». Судя по датам, действительно идет активное общение. На житейские вопросы отвечают и специалисты отделов, и руководители администрации. Хотя «вопрос — ответ» в интернете вряд ли является венцом IT–разработок.


Локальные компьютерные сети — особая история. Тут возможностей много. Недавно в гомельской «локалке» появилась занятная страничка — онлайн–трансляция двора одной из школ. Затея странноватая, но имела большой успех. Все подростки моего района эту ссылку сохранили в избранном. «Кликаешь» — и в реальном времени видно, кто пришел–ушел, кто на турниках болтается, кто в спортгородке пиво пьет. Забавно, в общем. В «традиционном» интернете такое не всегда возможно — на трафике разоришься. В «сетке» — любуйся сколько хочешь.


Хотелось верить, что это придумали неравнодушные педагоги или креативные чиновники. Штука–то полезная — да хотя бы и по части обеспечения порядка. Но все оказалось проще. Кто–то из школьников подтащил к окну квартиры дешевую веб–камеру, поковырялся в настройках — и пошла в «эфир» живая картинка.


Этот пример — мизерная часть того, на что способна одна только локальная сеть. Еще — общение, телевидение, сетевое радио, электронные школьные дневники, трансляции с заседаний, турниров, утренников и родительских собраний, миллионы файлов... Используются ли серьезными организациями возможности, которые дает «сетка»? Мягко говоря, нет.


В гомельском Центре научно–технической и деловой информации есть отдел автоматизированных систем и технологий — АИСТ. Создан «с целью совершенствования управления работами по созданию информационных ресурсов и поддержания единой концепции развития информационно–программного обеспечения Гомельского региона». Иными словами, смысл жизни АИСТа как раз и состоит в развитии айти–направления. Я попытался узнать там о разработках, новых идеях. Ответить ничего не смогли. С удивительной формулировкой: «Пока нечего рассказать».


Тем временем по части изготовления справок в большинстве организаций по–прежнему предпочитают личный визит, позволяющий не только «развлечь» ходока, но и загрузить работой изрядное число специалистов, а бумагами — шкафы.


Очередной пример подоспел как нельзя кстати. Ребенку нужно было срочно сделать паспорт. Из управления по гражданству и миграции адресовали в домоуправление. Там, сославшись на отсутствие паспортистки, предложили прийти и почитать «информацию на стендах», потом собрать нужные документы, снова прийти в приемные часы и определенный день, заплатить в банке и т. д. В процесс вовлекается немало занятых людей. Поэтому, учитывая их затраты времени и сил, идея заполнения простой формы, выложенной на сайте, к примеру, УВД, не кажется мне такой уж фантастической. Поясню: для оформления паспорта меня попросили представить заявление, свидетельство о рождении, домовую книгу, прочие «бумажки». Собственно, те данные, которые и так имеются в домоуправлении или других организациях. Нужны еще 4 снимка — как быть с ними? Да прикрепить в электронном виде. Для подстраховки можно предусмотреть, чтобы механизм изготовления паспорта «включался» только после внесения соответствующей платы. Ее мобильные и банковские технологии позволяют теоретически произвести не сходя с места. И представьте — сколько времени и денег высвободится...


Знаю, в этой идее можно найти много прорех. Было бы желание. Точнее — нежелание что–то делать. К сожалению, те, от кого зависят перемены, иногда меньше всего в них заинтересованы...


Комментарий


Александр Студенков, начальник отдела информационных технологий и административно–хозяйственной работы управления делами Гомельского облисполкома:


— Стараемся как можно более полно применять информационные технологии в работе органов власти, других сферах. Примеров немало. Это и инфокиоски в райисполкомах, и электронная приемная на областном сайте, где можно получить компетентные ответы на всевозможные вопросы, и развитие системы «пластиковых денег», позволяющей через банкомат оплатить различные услуги... Вариаций использования технологий множество. Осталось внедрять. В идеале инициатива должна исходить от ведомств, заинтересованных в удобстве клиентов. Здесь иногда и возникают сложности. Непростой задачей является уже само по себе приведение баз данных к единым форматам и стандартам. Не говоря уже о том, что все это стоит денег. В этой ситуации, на мой взгляд, необходимо решать эти проблемы в комплексе, согласовывая действия различных структур.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter