Театральный обоз

Еще лет 5 назад это было новостью.
Еще лет 5 назад это было новостью. Да и само слово "антреприза" было малопонятным. Что-то из разряда красивых иностранных выражений, полузабытых уроков школьной литературы и вроде как "про театр"... Сегодня же это достаточно заметное явление не только на фоне пестрых обоев афиш в подземных переходах. Любимые многими еще из детства российские актеры массово разворачивают у нас свою костюмированно-концертную деятельность под крышей частных проектов, да и в самой белорусской столице о частных театрах можно говорить уже как о "нескольких", хотя сами себя они предпочитают называть "агентствами" и "театральными проектами". Французское слово "антреприза" прочно вошло в лексикон всякого уважающего себя театрала. Да и нетеатрала уже не шокирует. Хотя поди ты спроси у прохожего, знает ли он, что в переводе на русский "антреприза" не что иное, как "частный театр"...

Тем не менее, похоже, пришло время поговорить об особенностях частного театрального дела в Беларуси.

Особенность первая. В отличие от России, откуда и началось возрождение антрепризы, забытой почти на столетие, у нас это преимущественно все еще "столичная штучка". Да уж, чтобы пересчитать отечественные частные театры, хватит пальцев одной руки. Куда уж Минску до Москвы: там число негосударственных подмостков недавно перевалило за 40. Оно и понятно: география пошире, бизнесменов, сочувствующих культуре, побольше, публика... А вот публика у нас традиционно благодарна и менее придирчива, не так менее искушенна и готова платить солидные деньги за одну только возможность живьем увидеть звезд родного кино и телеэкрана (среди которых, понятно, россиян значительно больше, чем белорусов). Чем, собственно, звезды беззастенчиво и пользуются, время от времени предлагая нам наспех сделанные представления. Не беда! Зато потом для самоуспокоения со знанием дела порассуждать: "Какой этот N, оказывается, плохой актер! А в кино-то вроде, был ничего себе..." Признаюсь, не однажды разочароваться посредством очередной антрепризы в кумире своего детства было не очень приятно. Самое же досадное, что я так и не смогла понять, какой же N все-таки актер на самом деле, да и в любом подобном спектакле "на раздевание", пожалуй, всякий был бы неубедителен. К сожалению, актер обнаженный (в самом буквальном смысле) чаще проигрывает актеру одетому - не в плане физических данных, а в силу... неспособности войти в столь откровенный образ должным образом, что ли. Но почему-то голые тела (конечно, образно говоря) привозным театральным искусством навязываются упорно и настойчиво. А может быть, обнаженность и должна выступать ширмой, за которой актеру не придется особенно напрягаться? Хотя публика будет горячо аплодировать живому идолу, что бы он ни делал (или не делал). Вот, например, недавний визит всеобщего любимца Пьера Ришара. Известно, что "короля делает свита", но чтоб до такой степени! "Королю" Ришару достаточно было просто присутствовать на сцене, где за него "пахали" другие. Все равно все остались довольны...

Модную же тему с "клубничным ароматом" белорусская антреприза развивает не менее активно, чем российская, но в плане "обнаженки" (уже без всяких трепов) значительно скромнее. Взять хотя бы не так давно прошумевшие (не очень громко, но все-таки) спектакли агентства "Альфа-концерт" и "Никола-театр" "Ботинки на толстой подошве" и "Прикосновение". Актеры, безусловно, лучшие, заслуженно любимые, "напрягаются" без дураков. Имена художника и режиссера заставляют на мгновение задержать дыхание от восхищения - Марголин и Пинигин же!.. А смотреть скучно.

Может, потому, что понятие творческого вызова переместилось из области эстетики в область морали. Притом даже не вчера, а скорее позавчера. Восприятие слепых экспериментов притупилось если не 10 лет назад, когда все это массово выплескивалось, в том числе и с телеэкрана, так лет 5 уж точно. Поэтому и "не радует"...

А может, и вправду народ в Минске скромнее, а стало быть, нравственнее? Как быть тогда с тем, что вторая особенность отечественного частного театра как раз в том, что скромнее он во всем. В соседней России есть ведь и добротная антреприза на основе мировой классики. Видели, знаем. А белорусские частные проекты ограничились пока всего лишь Мольером, Карамзиным и Чеховым. Зато как их "сделали"! К Мольеру пристегнули белорусский филиал балета "Тодес", Карамзина превратили в мюзикл, а Чехова сейчас вообще танцуют. Конечно, с одной стороны это здорово! Пожалуй, главное преимущество антрепризы в том, что она может позволить себе те эксперименты, на которые репертуарный (иначе говоря, государственный) театр вряд ли отважится. Или отважится позже. Недаром же первыми к запрещенной когда-то абсурдистской драме обратились именно негосударственные театры-студии - прародители нынешней антрепризы. После чего театр абсурда стал возможен и на более "серьезной" сцене. Впрочем, тогда это было своеобразным противостоянием политической цензуре, сейчас же цензуры вовсе никакой. И вот тут-то вскрывается проблема - театр, судя по всему, не выдерживает испытания свободой.

При этом понимаю, что размежевывать отечественную антрепризу и отечественную же "государственную" сцену по принципу "плохо - хорошо" довольно проблематично. В конце концов можно вспомнить и о приятном. Лучшим спектаклем последнего республиканского фестиваля творческой театральной молодежи признали хореографический вариант чеховской "Чайки" под названием "Больше, чем дождь", созданный не без материального "сочувствия" Белорусского фонда развития культуры. Главное, чем отличается этот спектакль от многих других, - он не вызывает скуки. Поэтому и собирает полные залы, несмотря на относительную дороговизну билетов. Правда, высокая цена билетов - необязательное условие антрепризы, хотя главный смысл существования частного театра - все же зарабатывание денег. Ему, конечно, приходится компенсировать затраты на аренду зала и рекламу, но нельзя не учитывать и "эффекта новизны" - если на спектакли заезжих звезд зрители ходят ради самих звезд, то на отечественные зрелища - ради самих зрелищ. Поэтому вскоре после премьеры вечерок в частном театре может обойтись значительно дешевле, чем в государственном.

...А вообще, кто сказал, что зарабатывать деньги плохо? Более того: коммерческие театры - часто неплохая альтернатива для актеров, изголодавшихся не только по нормальному заработку, но и по работе. Ведь даже звезды в государственном театре востребованы далеко не на 100 процентов. К тому же коммерческий театр, склонный к авантюрам (в том числе и коммерческим), скорее отважится использовать творчество молодых авторов. А еще такой театр достаточно мобилен - в силу отсутствия постоянной труппы и громоздких декораций. Правда, последняя особенность национальной антрепризы как раз в том, что мобильность ей не очень-то и важна - разъезжать по стране и тем более "по зарубежам" наши частные театры как-то не решаются, настойчиво стремясь к тому, что называют театром репертуарным - с постоянной труппой и всякой чепухой, которую один мой знакомый не без иронии называет "театральным обозом". К чему все это? Неужто собираются конкурировать с театрами государственными? Пустое, это - не ко времени. За прошедшее десятилетие, думается, белорусское театральное искусство пережило кризис, расцвет и, к сожалению, уже успело преодолеть ту черту, откуда кривая, согласно закону жизни, неуклонно устремляется вниз. Впрочем, если что-то заканчивается, всегда должно появиться что-то новое. Театральная жизнь продолжается...

На снимке: сцена из спектакля "Прикосновение".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter