Театральная терапия

Конец XX века в театральной жизни Беларуси был отмечен поисками новых форм.

Конец XX века в театральной жизни Беларуси был отмечен поисками новых форм. Наряду с традиционными театрами образовались новые, экспериментальные, которых многие даже и не знают. Среди них - психологический театр "Лютея" (Любовь, Театр и Я), театр совершенно новой формации, сложный не только по своей эстетической природе (сочетание музыки, танца, пластики и слова), но и по своей сути.

В структуре спектакля два плана: драматическое действо и терапевтический процесс. Его цель - не развлекать и просвещать, а лечить, оказывая психотерапевтический эффект. Такой уникальный театр - первый в нашем государстве. На Западе существуют "лечебные" театры, театры "драматерапии", но аналогов "Лютеи" пока нет. Актеры этого театра - психологи, имеющие высшее образование, которых объединили любовь к театральному искусству и наука психология. Молодые люди не оканчивали театральных институтов и студий, но их с полным правом можно назвать профессионалами. Руководит ими кандидат педагогических наук Наталья Викторовна Романчик - исключительно талантливый человек, обладающий даром не только ученого, но актера и режиссера.

Уникальность этого театра и в том, что спектакли здесь ставят по авторскому сценарию, созданному в процессе реализации идеи-замысла. Отрабатывая каждый психологический момент, актеры сами проходят через тренинг, выражают свое состояние не только в игре, но и в творческих письменных работах, предваряющих будущий сценарий. Эстетические средства театра - лишь форма отражения психологического состояния человека, его жизненных моментов (одиночества, страха, обиды и т.д.). Театральное действо научно обоснованно, психологически мотивировано и продумано до тонкостей и нюансов, оно рассчитано на зрителя - соучастника спектакля, на его "проживание" того, что происходит на необычной сцене. Суть в том, что сцены как таковой нет. Небольшая комната вмещает не более 30 человек, включая актеров. Расстояние между условной сценой и зрительным залом практически отсутствует, что позволяет условный мир театра органично соединить с реальным миром, включить в игровое поле спектакля зрителя и дать ему возможность пережить психологически важные моменты, пройдя через катарсис.

В театре "Лютея" все необычно: персональное знакомство с каждым зрителем, ритуал рукопожатия, с которого приход в театр начинается и которым завершается. Актеры этого театра - энтузиасты своего дела, все делают сами: шьют костюмы, оформляют сцену, "делают" спектакль. И не получают за это денег, что сегодня кажется ненормальным. Они живут одной дружной семьей вот уже 6 лет. Первый психологический спектакль, поставленный ими, - "Эльфийская сказка". Однако успех принес спектакль "Межсезонье", в котором психологически мотивировано состояние утраты. Популярностью пользуются их выступления с фольклорным действом "Белорусская свадьба", обрядом "Купальская ночь". Сегодня они успешно работают над новым спектаклем о детях, который окажет мощное психотерапевтическое воздействие на взрослых, поможет им прожить их собственные травматические ситуации (одиночество, страх, обида, рождение, прощение, радость и др.) и освободиться от проблем, которые они получили в детстве, по-новому посмотреть на своего "внутреннего ребенка", свое "я". Другими словами, арттерапия способствует гармонизации душевного состояния.

Театр "Лютея" пока не имеет юридического статуса, нет у него отдельного здания, но он имеет своих поклонников и меценатов. Его хорошо знают в Германии и, к сожалению, практически не знают в Минске. А такой театр нужен сегодня нам - он лечит душу, делает добрее и совершеннее. Он нужен, но и сам нуждается в материальной поддержке и помощи.

 

ГОНЧАРОВА-ГРАБОВСКАЯ Светлана.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter