Театры прощаются со зрителем до следующего сезона

Театральная пауза

Лето — пора нетеатральная. Еще немного, и в храмах Мельпомены наступит затишье, актеры и администрация отправятся в традиционные отпуска, а зрители выпадут из культурного контекста до сентября. Ну а пока мы ставим точку в нынешнем театральном сезоне и подводим его итоги, у вас остается последняя возможность насладиться летним вечером искусством прекрасного. Благо на яркие премьеры этот год выдался очень уж урожайным. В новом сезоне, обещают в театрах, тоже будет много огня — на это и надеемся.

Национальный академический театр имени Янки Купалы


Спектакль-концерт «Вторая мировая» зрители увидели накануне праздника Великой Победы. Фото Владимира Шлапака.

Все постановки купаловцев обязательны к просмотру по умолчанию: целина, вспахиваемая Николаем Пинигиным, не позволяет закостенеть нашей культурной мысли уже 95–й театральный сезон. Не успев выдохнуть после октябрьской премьеры «Таты» режиссера Катерины Аверковой, здесь начали репетировать классику — «Чайку» в постановке худрука Николая Пинигина критики окрестили сенсацией еще до официальной премьеры. На Чехове Николай Николаевич не остановился: 7 мая 2015 года на главной театральной сцене страны показали «Вторую мировую». Спектакль–концерт, состоящий из 18 песен Марка Мермана о людях и событиях самой разрушительной войны XX века, получился по–театральному элегантным и очень щемящим. Закрывать сезон в Купаловском, впрочем, все же решили классикой репертуара: 20 июля покажут «Пiнскую шляхту», на следующий день зрителей и гостей столицы ждет легендарная «Паўлiнка» в постановке Льва Литвинова. Спектакль, к слову, в прошлом году разменял восьмой десяток, но даже спустя годы творческой жизни сюжет, мизансцены и декорации остались прежними.

КТО НА НОВЕНЬКОГО

Пока в планах у купаловцев три премьеры: «Шабаны» Альгерда Бахаревича в постановке Елены Ганум, «Антигона» Жана Ануя, руку к созданию которой приложил молодой режиссер Николай Капульцевич, и спектакль «Арт» Ясмины Реза в постановке худрука Николая Пинигина.

Национальный академический Большой театр оперы и балета


Хореография Вахтанга Чабукиани — то ценное, ради чего было решено возродить «Лауренсию». Фото Владимира Шлапака

Большой театр уже который год остается неизменным лидером премьерной гонки. В 82–м театральном сезоне здесь выпустили аж 9 (!!!) спектаклей различных жанровых форм и размеров. В октябре стараниями Андриса Лиепы на историческую сцену Большого выпорхнула «Жар–птица» Игоря Стравинского. 15 октября балетмейстер Ольга Костель представила экспериментальный спектакль «Воздыхатели». Двумя неделями позже легендарная Нина Ананиашвили восстановила «Лауренсию», следом за которой в камерном зале имени Александровской показали «Капельмейстера» и «Служанку–госпожу» в постановке Михаила Панджавидзе. 12 декабря он же дал зеленый свет «Паяцам» Руджеро Леонкавалло. В 2015 году жизнь в театре продолжала бурлить: к юбилею композитора Сергея Кортеса Юлия Дятко и Константин Кузнецов выпустили балет «Кто я?», неутомимый Михаил Панджавидзе срежиссировал «Царскую невесту», а Галина Галковская взялась за восьмую постановку легендарной «Кармен». Из репертуара при этом ушла всего одна постановка — опера Моцарта «Свадьба Фигаро». На полках, однако, работа не залежится — новый спектакль, говорят в Большом, уже не за горами.


Изучению архивов Андрис Лиепа посвятил несколько лет. В одном из них он нашел оригинальные эскизы Леона Бакста к спектаклю «Жар-птица»

Завершится очередной балетно–оперный сезон по традиции в старинном Несвиже — фестиваль «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» пройдет с 26 по 28 июля.

КТО НА НОВЕНЬКОГО

С нетерпением ждем премьеры «Доктора Айболита» в постановке Михаила Панджавидзе, балетов «Маленький принц» Евгения Глебова и «Маленькая смерть» Вольфганга Амадея Моцарта, а также опер «Макбет» и «Свадьба Фигаро». Подробности — чуть позже.

Республиканский театр белорусской драматургии


Заядлые театралы и по совместительству любители красивого белорусского слова в этом сезоне не остались обделенными благодаря стараниям РТБД: театр подарил зрителям сразу несколько добротных постановок. 9 декабря здесь презентовали спектакль «Мабыць?» самого модного белорусского драматурга Дмитрия Богославского, а в мае овации сорвал режиссерский дебют Дениса Паршина — его спектаклем «Дзед» 16 июля РТБД попрощается с публикой до сентября. Не забыли и о юных зрителях: в канун Нового года пересевшая в режиссерское кресло артистка Вероника Буслаева представила сказку «Усе мышы любяць цырк». Внимание театролюбов и театроведов в этом сезоне, впрочем, сосредоточилось на обновленной «Адвечнай песнi» — в свое время постановка ураганом пронеслась по фестивалям, собрав целый урожай призов. Среди главных приятностей обновленной версии — аранжировки от собирателя аутентики Олега Хоменко и новенькие, как с иголочки, костюмы, каждый из которых можно хоть сейчас на подиум.

КТО НА НОВЕНЬКОГО

Первым сезон премьер откроет спектакль по пьесе все того же Дмитрия Богославского «Любовь людей» в постановке худрука Александра Гарцуева. Ближе к зиме ждем полудокументальную постановку «Таццяна Мархель. Жыццё, як песня», а на лето запланирована премьера драмы «Гэта ўсе яна» Андрея Иванова. Глаз на постановку, кстати, положил некий немецкий режиссер, имя которого в театре пока не называют — боятся сглазить.


Спектакль «Адвечная песня» в РТБД впервые показали в 2002 году. С тех пор — неизменный аншлаг. Фото: Александр Ружечка

КСТАТИ

11 июля «Адвечная песня» приедет в Витебск: спектакль заявлен в театральной программе нынешнего «Славянского базара». Постановку Сергея Ковальчика покажут на сцене театра имени Якуба Коласа.

Национальный академический драматический театр имени Максима Горького

Восемьдесят второй театральный сезон горьковцы отработали на совесть: 6 новинок, каждая из которых — одновременно событие и повод для пересудов. Сезон открыли по–царски — премьерой.

«Вечность на двоих»
 

«Песняр»


Viva Commedia!

С 19 сентября зрителей начали приучать к комедии дель арте (Viva Commedia! по пьесе Р.Пиппа), да так преуспели в этом деле, что весь нынешний год спектакль был и остается самой востребованной постановкой в репертуаре. В начале октября повод для разговоров подкинула Валентина Еренькова: ее работа «Песняр» по пьесе Василя Дранько–Майсюка стала едва ли не самой обсуждаемой постановкой минувшей осени. Чуть позже, в канун новогодних праздников, худрук театра Сергей Ковальчик нарубил «Капусту по–russki», после которой с экспериментами было решено временно завязать. 20 марта достопочтенный Модест Абрамов представил «Круг любви» по пьесе Соммерсета Моэма; еще один мэтр, Борис Луценко, и вовсе одну за другой выпустил сразу две премьеры: сначала спектакль — «Он и Она», где дебютировал в качестве актера, а совсем недавно — щемяще–пронзительную «Вечность на двоих». Ею же, кстати, 11 июля горьковцы закроют сезон.

КТО НА НОВЕНЬКОГО

Новый, 83–й театральный сезон начнут, естественно, премьерой: Сергей Ковальчик уже приступил к репетициям спектакля «Двенадцатая ночь» по пьесе Уильяма Шекспира. Об остальных репертуарных новинках Сергей Михайлович пока не распространяется. Мол, поживем — увидим.

Белорусский государственный музыкальный театр


Мюзикл «Шолом Алейхем! Мир вам, люди» — это вольная интерпретация по повести Шолом-Алейхема и мюзиклу «Скрипач на крыше»

В музтеатре нынешний сезон выдался на удивление спокойным, в гонку по созданию спектаклей руководство театра так и не включилось. Однако потчевать зрителей репертуаром прошлых лет здесь все же не стали, музыкальное меню сезона 2014/2015 разнообразили несколькими новинками. Первую премьеру сезона — мюзикл «Шолом Алейхем! Мир вам, люди!» композитора Олега Ходоско в постановке Михаила Ковальчика — вынесли на суд публики 6 декабря. В главных ролях — только звезды: Наталия Гайда, Александр Осипец, Антон Заянчковский, а среди «фишек» — аутентичные еврейские свадебные и поминальные обряды. Историческая точность, говорят, соблюдена во всем. А как может быть иначе, если режиссера и актеров консультировал сам раввин Григорий Абрамович?

Вторая (и последняя) премьера сезона, мюзикл «Моя прекрасная леди» в постановке Анны Моторной, отгремела совсем недавно. Примечательно, что отвечать за сценическую редакцию пьесы Бернарда Шоу Моторная доверила опять же Дмитрию Богославскому. Кажется, в Минске не осталось театра, к которому еще не проложил тропу молодой драматург.

КТО НА НОВЕНЬКОГО

В 46–м театральном сезоне зрителей ждут три новинки. В ноябре планируют сдать музыкальную комедию «Свадьба в Малиновке» в постановке Сергея Ковальчика и балет «Клеопатра» в постановке Владимира Иванова, а зимой Сергей Ковальчик обратится к аудитории помладше — спектакль «Снежная королева» («Приключения Герды и Кая») намечен на конец декабря. Прекрасный музыкальный подарок детям и их родителям к Новому году.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 115 (24745). Пятница, 19 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter