Творцы взялись за раскрытие личности классика и неоднозначных фактов его биографии
Объявленный юбилейным год Янки Купалы не завершился днем его рождения в купальскую ночь. Театры продолжают отмечать его неравнозначными и шумными премьерами.
Драматургическое наследие Купалы, ярко представленное «Павлинкой», «Раскиданным гнездом», «Тутэйшымі», постоянно пополняется сценическими версиями его поэм и стихов. У каждого театра республики непременно найдется в репертуаре что-нибудь «купаловское». Постоянно хочется чего-то нового. Творцы как-то довольно единодушно взялись за раскрытие личности писателя, неоднозначных фактов его биографии, которые до времени скрыты засекреченными советскими документами. Начало положил на главной купаловской сцене страны режиссер Владимир Савицкий спектаклем «Сны о Беларуси». Сейчас из-за сложностей сценографического монтажа спектакль не идет, но он вызвал бурные споры по поводу органичности сочетания стихов и эпизодов биографии. Продолжает обсуждаться версия ухода из жизни Купалы. Предположения и факты переплетаются в причудливой вязи, уже в который раз будоражат со сцены театральных зрителей, запомнивших по учебникам невнятные объяснения самоубийства поэта. Захотелось узнать про отношения Купалы с женщинами.
Так, первой ласточкой стала написанная в традиционном стиле драматургом Анатолием Делендиком лирическая драма «Карона з кахання», где, наряду с Купалой, главными действующими лицами стали Павлина Мяделка и Владя Станкевич.
Пьесу поставил в Минском драматическом театре города Молодечно режиссер Венедикт Расстриженков вместе с талантливой молодой художницей Дарьей Волковой. Опытные мастера молодечненской труппы сыграли печальную мелодраматическую историю любовных и политических метаний героя. В молодечненском театре так получилось, что, как говорится, «короля играет свита». Все окружение Купалы получилось ярче его самого. Спектакль только начал свою жизнь и, видимо, будет набирать обороты.
В то же время попытка представить портрет поэта через его борьбу за свободную Беларусь, где крестьянам вернут землю, потерпела полный крах в спектакле РТБД «Янка Купала. Круги рая» (на снимке - афиша к нему). Работа Светланы Науменко словно соткана из многочисленных штампов. Здесь и языческие реликвии и приметы, слащавые фольклорные танцы, карикатурное изображение революционных комиссаров, надоевшие артефакты забитого, замученного народа, который ждет пророка. И таким пророком должен стать Купала. Будто читали неграмотные крестьяне его стихи и верили, что искусство поэзии поведет массы на освободительную борьбу.
Все-таки думается, что не каждый художник в состоянии создать авторское произведение. В спектакле «Круги рая» режиссер выступила одновременно автором композиции и создателем танцев. Удивительно, что удержалась от желания сыграть одну из ролей. Светлана Науменко по профессии актриса и возможно не все ипостаси театрального творчества ей по плечу.
В купаловскую ночь на сцене театра белорусской драматургии праздновали десятилетие культовой работы коллектива — «Адвечнай песні». Спектакль был поставлен режиссером Сергеем Ковальчиком вместе с композитором Тимуром Калиновским в жанре рок-фолк-оперы.
Молодой коллектив РТБД и десять лет назад замечательно пел и двигался. Сейчас появились новые исполнители. Спектакль, получивший множество наград на различных фестивалях, не рассыпался, а наоборот, окреп, набрал силы.
В юбилейный вечер в театре был настоящий праздник. Спектакль на некоторое время превратился в вольный перформанс. В него вошли портреты Купалы и кадры документальной кинохроники на большом экране. Скромно сопровождали действо четыре скрипачки, и в дружеском соревновании с театральными музыкантами пел и играл знаменитый «Палац» Олега Хоменко.
После спектакля в фойе театра была открыта звезда «Адвечнай песні». В театральном мире это знаковое событие, возможно, более значительное, чем у звезд эстрады или Национальная театральная премия. Спектакль переместился в фойе, где продолжались музыкальные импровизации, звучали шутки, а директор театра Игорь Сигов не расставался с рубахой и лаптями своего героя — знаменитого купаловского Мужика. Это была настоящая театральная Купалиана.