145 лет со дня рождения народного артиста СССР Василия Качалова: уникальные фотографии «качаловской группы» 1921 года

Театр живого человека

Сейчас мы уже хорошо знаем, сколь много людей заслуженных и известных в мире так или иначе причастно к белорусской истории. К ним относится и выдающийся артист русского театра первой половины ХХ века Василий Качалов. 

В сегодняшнем выпуске рубрики представлены уникальные фотографии 20-х годов прошлого века, имеющие отношение к одному из малоизвестных периодов в творческой биографии не только самого Качалова, но и значительной части труппы Московского Художественного театра. 

«Качаловская группа» у поезда Загреб — Вена. 1921 год.

Пролог

Родился будущий актер и режиссер 11 февраля 1875 года в Вильне, его отец, священник Иоанн Шверубович, служил настоятелем православной Никольской церкви. Да-да, Качалов — творческий псевдоним мэтра театральных подмостков, настоящая фамилия — Шверубович. Кстати, существует мнение, что корни предков артиста могут происходить с Могилевщины.

В некоторых источниках отца Василия Качалова Иоанна Шверубовича относят к представителям белорусской шляхты. 

Учился будущий корифей сцены в 1-й Виленской гимназии — весьма авторитетном и популярном у белорусской интеллигенции учебном заведении, среди выпускников которого литератор, исследователь белорусских древностей Адам Киркор; уроженец Минщины известный коллекционер Эмерик Гуттен-Чапский; уроженец Витебщины географ, геолог, палеонтолог Ян Черский и немало других замечательных личностей. В списках учащихся гимназии значились даже такие антиподы, как Юзеф Пилсудский и Феликс Дзержинский. Поэтому неудивительно, что, будучи в выпускном, седьмом классе Виленской гимназии, Василий, тогда еще, конечно, Шверубович, отправился на свои первые «гастроли» в Минск не просто так: он участвовал в любительском спектакле, поставленном с целью сбора средств для некоей местной рабочей организации. 

Завязка

После гимназии последовала учеба в университете в Санкт-Петербурге. А затем — сцена, на которой разворачивались бурные события… В театре и в жизни. 

 
Василий Качалов. Загреб. 1921 год.
 
Нина Литовцева, жена Василия Качалова. Загреб. 1921 год.


В январе 1900 года Василий Качалов приехал из Казани, где служил в местной труппе, в Москву в Художественный театр к Константину Станиславскому вместе с молодой женой, также актрисой, Ниной Литовцевой.
И небольшая ироничная ремарка из богемного Серебряного века. Ее автор — Иван Бунин:

«К нам подошел с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос, Качалов…» 

Рассказ «Чистый понедельник».

Но вернемся к фотораритетам 1921 года выпуска. Они собраны в небольшой альбом — как можно предположить, на память одному из загребских меценатов и большому другу артистов, судя по дарственным надписям на фотокарточках. На нескольких снимках актеры Художественного театра, так называемая «качаловская группа», позируют фотографу в Загребе на перроне возле вагона пассажирского поезда, отправляющегося в Вену. Среди них и сам Василий Качалов. 

Василий Качалов в окне вагона и артисты его группы перед отъездом из Загреба в Вену. 1921 год.

Как они там оказались?

Вскоре после революционных событий 1917 года во время работы над постановкой драмы Александра Блока «Роза и крест» Качалов сделал дневниковую запись, отражавшую ситуацию, сложившуюся не только в театре, но и в стране в целом: «Нет взаимопонимания, нет воли, нет, главное, сил». Похожее настроение читается в письмах Ольги Книппер-Чеховой: «В работе я деревянная сейчас… Много мыслей, мешающих работать…» А поскольку все так плохо, бороться с «мыслями, мешающими работать», было решено при помощи… все той же работы: выход виделся в новых гастролях.

Развитие действия

И весной 1919-го часть труппы Художественного театра отправилась на гастроли, как планировалось, на несколько месяцев. В репертуаре — небольшая концертная программа, а также чеховские «Вишневый сад» и «Дядя Ваня». Маршрут — Харьков, Полтава и Крым. Рискованный характер предприятия (нарастала Гражданская война, только с 1917 по 1919 год власть в том же Харькове менялась трижды) понимали многие, Качалов в том числе. Однако охватывавшая страну разруха, все более наступавшие тяготы и лишения сделали свое дело — артисты, некоторые с семьями, отправились в путь. И в результате уже не смогли вернуться домой, поскольку оказались на территории, контролируемой армией генерала Деникина, пробираться же через фронт уже стало крайне опасно. Кстати, в Харькове сама жизнь сыграла с артистами то ли драму, то ли комедию, то ли фарс. Как раз во время показа «Вишневого сада», на сцене — Ольга Книппер-Чехова в роли Раневской, белые отбили город у красных: известие о том прозвучало прямо из зала. Но ни на сцене, ни в партере, ни на галерке в тот момент ничего не изменилось: зрители, проигнорировав смену власти, попросили спектакль доиграть. Правда, следующая постановка, «Дядя Ваня», ставилась уже для белогвардейского штаба. Но это все еще продолжался театр, который для Качалова в определенной степени закончился, когда его сын Вадим записался в ряды белой гвардии.

Таким образом, несколько месяцев необременительных гастролей растянулись на долгих три года настоящих скитаний. Сначала по югу России, потом были Балканы, Австрия, Чехия, Германия... Но как бы тяжело ни приходилось, спектакли «качаловской группы» неизменно пользовались большим успехом. 
Василий Качалов за свою творческую жизнь сыграл более полусотни театральных ролей.
Развязка

«Качаловская группа» колесила по Европе. За три года более сорока городов. На Балканах — Белград, Любляна, Скопье, Загреб… Спектакли играли на больших сценах и в маленьких провинциальных театриках, в любительских студиях — особо выбирать не приходилось: надо жить, значит, надо зарабатывать. Три года не спать в своих кроватях и держать все свое имущество в чемоданах. Менялись не только города, но и люди. Помимо Василия Качалова и Ольги Книппер-Чеховой, в группу в разное время входили Алла Тарасова, Николай Массалитинов, Иван Берсенев, Михаил Тарханов…

 
Ольга Книппер-Чехова. Загреб. 1921 год.
 
Мария Германова. Загреб. 1921 год.
И вот наступил момент, когда артистам пришлось решать: оставаться в эмиграции, как поступила в дальнейшем прима Мария Германова, с огромным успехом игравшая Медею, или продолжить жизнь и творчество в Советской России. Василий Качалов, Ольга Книппер-Чехова в 1922 году вернулись в Москву. Впереди их ожидала новая творческая реальность. Качалов получил признание, которое выразилось в том числе и в присвоении ему звания народного артиста СССР. И то и другое решение давалось артистам очень непросто. Например, уже после отъезда Качалова и Книппер участников «качаловской группы», супругов Веру Греч и Поликарпа Павлова, окружение подвергло настоящей обструкции за то, что те всего лишь гипотетически предположили возможность своего отъезда в Россию. Актеры никуда не поехали.

И все-таки круг невозврата замкнулся и со стороны Василия Качалова. В соответствии с завещанием артиста его сын Вадим Шверубович уничтожил дневники, которые отец вел на протяжении всей жизни, в результате чего акт под названием «драматичное путешествие «качаловской группы» 1919 — 1921 годов» остался малоисследованным эпизодом свершившегося большого эпоса. 

Эпилог

 «Качалов всю жизнь совершенствовал свое мастерство артиста «театра живого человека…» — такую характеристику дала великому мастеру известный российский историк театра Инна Соловьева. Будем считать, что в «театре живого человека» занавес пока не опущен. Вряд ли подобные фотоснимки есть где-то еще. И они ждут заинтересованных исследователей.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Иллюстрации из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter