Театр озаботился внешним видом

...Была у нас в школе такая волокита и чистое, по–моему, очковтирательство: называлось «практика»...
...Была у нас в школе такая волокита и чистое, по–моему, очковтирательство: называлось «практика». Обалдуи и примкнувшие к ним вислоухие принцессы должны были на время, исходя из чувства внушаемого гражданского долга, летом, в самый сенокос и пьянящий зной, вернуться с дач, из Крыма или бабушкиного домика в деревне, где пахнет молоком, клевером и клубникой, в душный город. 

Для чего? А для того, чтобы прополоть две–три клумбы гвоздики у школьного крыльца, проверить противогазы — на случай химической атаки, пропылесосить батуты в спортзале, занести кадку с фикусом на третий этаж, а завтра снести ее обратно на первый и сделать еще пару–тройку малопонятных вещей на благо родимой школы, которая воспитывала нас, живота не жалея, как могла. Взращивало ли это нас как личностей? Конечно. Иначе не сидел бы я тут и не писал в газету.

Вот и в Республиканском театре белорусской драматургии, чтобы помещения не пустовали и натруженные руки не потеряли навыков экспрессивной моторики, затеяли что–то наподобие такой «практики». 30 и 31 августа здесь завершит свою работу летняя Международная медиатеатральная летняя школа SYPEMEDA. В эти же числа покажут и результат — мини–спектакли, которые воплотят на сцене ТБД участники школы. Для новейшей белорусской театральной истории это прецедент: никогда раньше в таком формате, да еще в мертвый сезон наш театр не работал.


Черт этот из закопченной театральной табакерки на самом деле не так страшен, как его малюют. Две недели 13 белорусских режиссеров и драматургов, а также около 50 актеров из регионов и Минска слушают лекции 12 европейских медиадизайнеров и 7 кураторов из Швейцарии, Германии и Беларуси на тему... Нет, не «Есть ли жизнь на Марсе?», а как нам конкретно, здесь и сейчас, исходя из зрительских требований, не оглядываясь ни на критику, ни на конъюнктуру, которая всегда под рукой, — сделать театр более визуальным, драйвовым и ритмичным. Закружилась голова? За мной, читатель!

Да–да. Именно что главная задача элегантной штуки SYPEMEDA — научить молодую околотеатральную публику правильно работать со светом, звуком ну и, если театр побогаче и может позволить себе после выплаты премий видео, еще и с изображением в виде инсталляций.

Нет, я не к тому, что больше забот у нашего театра нет, как стать более «визуальным». Я так понимаю, что это все–таки «десерт к основному блюду, которое жарится где–то там», как написал умирающий Роберт Рождественский в своем предсмертном стихотворении. А блюдо таково: актеры после летнего отпуска разболтанны и расхристанны, сидишь — боишься, что слова забудут. Как будто не священнодействуют, а все время думают: «Выключил ли я дома утюг?» И эта тревога передается зрителю. Хичкок называл это «саспенсом».

Первая летняя театральная школа — и вот, пожалуйста, нет большей проблемы, как работа со звуком и изображением в современном театре. Но так ли это? Ведь если всерьез, если танцевать в ритме современной хореографии, а хоть и в глухой традиции наиклассичнейшего «Лебединого озера» от печки, то становится страшно: нет театра, нет. И если должна была бы работать некая летняя школа, то стоило бы пригласить не «звуковиков» и «технарей», а Томаса Остермайера, Кристофа Марталлера, любящего путешествия и новые впечатления Кшиштофа Занусси, ну или, на худой конец, Кристиана Люпа. Тогда бы это была школа. Тогда бы я понимал, что к чему.

Хотя SYPEMEDA организовали приличные люди: хореограф Ольга Костель, живущая чаще в Берлине, руководитель Центра белорусской режиссуры и драматургии, хороший актер Александр Марченко. Поддержали их серьезные структуры. И, по словам Костель, пробивала она этот проект 2 года. И ей искренне жаль, что форум не поддержала Белорусская государственная академия искусств. А «визуальная» тема выбрана не случайно. Были и анкетирование, и опросы.

— Ольга, если не ошибаюсь, это первая летняя театральная школа, работающая в Беларуси?

— Да.

— Признавайтесь, форму подсмотрели в Берлине?

— Можно и так сказать. Но мы совершенно неподпольны. Нас поддержали Министерство культуры, Театр белорусской драматургии, Институт Гете в Минске. Все знали, что у меня есть эта идея. И мне странно, что у многих профессионалов сама мысль о такой школе вызывает отторжение.

...Замечаю в коридоре перед началом лекции любимую актрису театра им. Я.Купалы Зою Белохвостик с чашкой кофе. Бодра, весела и подтянута, как всегда. Единственная из наших славных актрис, кто принимает участие в работе SYPEMEDA. Остальные — на сенокосе или в Крыму? Спрашиваю: «Почему?»

— А потому, к сожалению, что ничего никому уже не нужно, — не скрывает Зоя Валентиновна. — А мне это интересно. Ребята из первых уст слушают специалистов из Швейцарии и Германии. И я для своей актерской копилки тоже могу что–то взять. Никто не интересуется, чем живут сегодня молодые актеры. А мне любопытно, чем они дышат, о чем думает Оля Костель.

Чашки вымыты. Лекция в аудитории Центра белорусской драматургии и режиссуры начинается. В лектора впиваются жадные умные глаза. Дай бог, чтобы на пользу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter