Международные критики оценивают театральный Минск

Театр начинается с мысли

Единственному театральному фестивалю в Минске — «ТЕАРТу» — в этом году стукнуло 5 лет. Распаковали юбилейный форум два заграничных спектакля: швейцарский «Донка — послание Чехову» и «Латышская любовь» из Риги. Первый и второй «выстрелы» попали точно в сердце нашему театральному бомонду. К сожалению, «Донка» запомнится зрителям экстраординарным случаем. Во второй фестивальный день спектакль на сцене ТЮЗа пришлось отменить — семья участников швейцарской труппы потеряла близкого человека за 10 минут до начала представления.


Режиссер Цирка дю Солей — Даниэль Финци Паска — пофантазировал на тему Антона Павловича
(«Донка — послание Чехову», Швейцария)


Для публики на фестивале неслучайной такая весть стала настоящим шоком. С тихой скорбью театралы подтянулись во второй вечер в молодежный «на Херманиса» и до начала спектакля «Латышская любовь» многозначительно перешептывались, грустили в духе: «Мда–с, жизнь всегда бывает сильнее и жестче любого спектакля». Честно говоря, трудно придумать лучшую терапию от тяжких дум, чем театр Алвиса Херманиса. Четыре (!) часа длилось это великолепное шоу от труппы Нового рижского театра. И все четыре часа зрители улыбались, светлели лицами, хохотали, встречались в антрактах, чтобы обняться. Любовь. Тотальный театр. Тусовка. Радость. Как обычно у Херманиса, спектакль «Латышская любовь» сплетен из реальных человеческих историй. Режиссер и его актеры сами их придумали, почитав обычные объявления о знакомствах. За скупыми строчками типа «Мне 53, 165/67. Порядочная, добрая, без в/п. Познакомлюсь с одиноким, добрым мужчиной от 50 до 58 лет для серьезных отношений» артисты попытались разглядеть судьбы одиноких людей. Так родились 13 невероятно смешных и трогательных новелл о первых, часто скомканных свиданиях тех, для кого простое человеческое общение «в реале» стало роскошью. Или даже подвигом.


Первое свидание на пляже обернется свадьбой



Пять актеров и два десятка образов? Легко! («Латышская любовь», Рига)

Частые гости минского форума видят постановки Нового рижского театра регулярно (в прошлом году Минск покорил их «Обломов», до этого — «Долгая жизнь»). Казалось бы, нам уже известно, что актерская труппа Алвиса Херманиса может все. За один спектакль каждый артист демонстрирует безграничную амплитуду характеров. Но каждый раз эти актеры производят сильное впечатление, привыкнуть к их виртуозной игре невозможно. Скажем, моя любимица Гуна Зариня была в этот вечер и драной школьницей, и сухонькой старушкой, и коварной обольстительницей, и в каждом образе ее органика была феноменальной, равно как и четырех остальных участников спектакля. Выделить кого–то из труппы — значит согрешить. Словом, Херманис и его спектакли — нехилый такой талисман «ТЕАРТа», его бренд, и стиль, и визитная карточка. Но есть один жирный минус в постановках Алвиса. Знаете какой? После них смотреть репертуарные спектакли большинства минских театров мучительно больно. В дуэли Минск — Рига для меня лично всегда побеждает латышский театр.


Режиссер Евгений Корняг приглашает на «Интервью с ведьмами» (Театр кукол, Минск)

И, видимо, не только для меня. Поэтому пресс–конференция накануне фестиваля была пафосной и продолжительной, два десятка профессионалов от театра собрались за «круглым столом» все с той же повесткой дня: как нам сделать белорусские спектакли современными, креативными, смелыми и молодежными? Как водится, на большом собрании прозвучало много маленьких обид, суть которых сводилась к тому, что у независимых театральных трупп нет средств к существованию. Государственные театры парировали: зато и плана у вас тоже нет! Когда мне стало совсем скучно, то я задумалась о роли личности в театре: пришел режиссер Херманис в театр разваленный, скучный и провинциальный — Рижский, и через год о нем все заговорили, а через пять Алвиса стали приглашать с постановками в крупнейшие театры Европы... В этот самый момент слово взял Виктор Бабарико. Он — председатель правления ОАО «Белгазпромбанк», заодно и самый крупный спонсор «ТЕАРТа». Устав от болботни, Виктор Дмитриевич внес дельное предложение:

— Прошу Министерство культуры оценить фонд недвижимости в центре города и предложить нам для передачи здание не менее 4.000 кв. метров. Мы его отремонтируем и сделаем многофункциональный арт–центр, где смогут экспериментировать, ставить спектакли молодые театральные режиссеры. Там же будут выставлять свои работы молодые белорусские художники. Это выйдет приблизительно в треть той стоимости, которую мы сейчас вкладываем в развитие этих проектов.


Виктор Бабарико и Анжелика Крашевская в «ТЕАРТе» разбираются

Запрос, что называется, отправлен. Сколько времени займет его обработка — неизвестно. А фестиваль продлится до 23 ноября. Еще один серьезный прорыв нынешнего юбилейного форума — программа Belarus open, где представлены лучшие спектакли наших режиссеров. Организаторы в эти дни пригласили в Минск критиков и продюсеров из разных стран оценить потенциал белорусского театра. Директор Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» Анжелика Крашевская прокомментировала:

— Хотелось бы понять перспективы присутствия белорусских спектаклей на крупных международных фестивалях.

Среди почетных гостей Жак Монтеньяк, вице–мэр Авиньона — французского городка, в котором ежегодно проводится один из самых популярных в Европе театральных фестивалей. Приглашаем наших читателей вместе с Жаком Монтеньяком посетить площадки форума, где наряду с зарубежными спектаклями в эти дни соревнуются и наши.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 190 (24820). Суббота, 3 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter