Тайны отцовства

Еще 10 лет назад основным способом подтвердить или опровергнуть отцовство было определение групповой принадлежности крови.
Еще 10 лет назад основным способом подтвердить или опровергнуть отцовство было определение групповой принадлежности крови. Достоверность его была весьма относительна: например, "да" медики говорили лишь с 30-процентной гарантией. Такими же расплывчатыми были и заключения для судов: "отцовство не исключается". И лишь генетический подход дал возможность не только исключать, но и устанавливать кровное родство.

Суть анализа проста. В человеческом геноме существуют так называемые полиморфные участки, которые наследуются из поколения в поколение. Они неизменны, везде (в слюне, крови, коже и т.д.) одинаковы, на них не влияют ни пересадка органов, ни переливание крови, однако каждая комбинация по-своему уникальна. Эти генетические признаки человек наследует один от мамы, другой - от папы. И поскольку в 99,9 процента случаев материнство не ставится под сомнение, ученым достаточно отследить, какой признак унаследован от женщины, значит, второй в обязательном порядке должен быть от биологического отца. Но на этом анализ не заканчивается. Эксперту нужно еще обеспечить должную степень достоверности теста. Исключают отцовство со 100-процентной гарантией, а подтверждают с уверенностью не менее чем на 99,5 процента. Все зависит от самой комбинации: иногда нужно проводить все 12 тестов, иногда достаточно 7 - 8.

В Беларуси для анализа на установление отцовства используются американские реактивы, а они весьма дороги: один набор тестов стоит примерно 150 тысяч рублей на семью. В этом свете стоимость самой экспертизы не кажется такой уж запредельной: в НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы она чуть выше 170 тысяч рублей, у судмедэкспертов - около 200 тысяч. (Для сравнения: в России аналогичный анализ обойдется минимум в 400 долларов.) Зато у нас к экспертам выстраиваются очереди (к ученым - на 3 - 4 месяца, к медикам - на целый год), а исследования затягиваются на несколько месяцев, хотя в идеале могут быть завершены в течение недели. Причина прозаична: нехватка людей и финансов. Последних, по оценкам ученых, требуется не так уж и много: достаточно наладить в стране производство необходимых реактивов. Для этого нужны не новые заводы, а только несколько лабораторий и кадры с высокой научной квалификацией, которые, собственно, уже есть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter