Тайны "медвежьего" угла

На российских стройках белорусские "гастарбайтеры" порой превращаются в рабов.
На российских стройках белорусские "гастарбайтеры" порой превращаются в рабов.

О том, что тысячи белорусов строят объекты по всему миру, знают все. Нет-нет да и появится объявление в рекламной колонке о наборе строителей за кордон. Не секрет, что попадаются порой недобросовестные заказчики, иногда "конкретные бандюки". Несколько моих знакомых рассказывали, как, спрятав накануне одежду, едва получив расчет, "сматывались" на ближайшую железнодорожную станцию. Некоторым не везло - заработанное отбиралось, иногда с побоями... Не от хорошей жизни идут честные, работящие мужики на рискованную сделку. Увы, даже обращения в правоохранительные органы практически ничего не дают.

История, рассказанная очередным "гастарбайтером", сама по себе не исключительна, но она свидетельствует, что новых рабов российские жулики находят даже через белорусские официальные учреждения.

Объявление о наборе рабочей силы Сергей Журавский увидел на стенде вакансий Оршанского центра занятости. Было это прошлой осенью. Сергей в ту пору остро нуждался в деньгах и решил попытать счастья, поработав в ООО "Ситек". Работодатели приглашали на строительство объекта в Смоленской области.

Стройка оказалась в "медвежьем" углу Угранского района на границе с Калужской областью. Со временем здесь, рядом с территорией национального парка "Угра", должен был вырасти небольшой заводик по производству древесного угля. Сей "натурпродукт" в последнее время активно используется не только в каминах и мангалах, но и для очистки организма. Приехав и освоившись на месте, Сергей Алексеевич усмотрел некоторые несоответствия. Так, ООО "Ситек" было официально зарегистрировано в райцентре Угра, а основные материалы и финансирование направлялись на объект из Москвы. Хотя и нанялся оршанец на стройку подсобником, но высшее конструкторское образование, полученное в свое время в Новополоцком политехническом, было фирмачами оценено. Он стал основным разработчиком технической документации. В месяц ему пообещали 200 - 300 долларов и помощь в возвращении оставленных на нефтеразработках в Сургуте документов.

Ближайшим центром цивилизации к стройке была Вязьма. Через ее железнодорожную станцию завозилось оборудование и свежая рабсила. Поэтому, как утверждает Журавский, директор "Ситека" Евгений Ланг имел в качестве "крыши" Вяземское управление милиции по борьбе с организованной преступностью. Знание этой особенности помогло успешно сбежать с объекта, когда все обещания обернулись обманом. За 8 месяцев высококвалифицированной конструкторской работы получил Сергей Алексеевич 2 тысячи (!) российских рублей. Документы, пришедшие из Сургута, каким-то образом попали в руки руководства фирмы, у них и остались. Понял оршанец, что попал как кур в ощип. Самым разумным выходом виделся побег.

Первая попытка в мае закончилась неудачей. Сыновья директора, один из которых был исполнительным директором "Ситека", другой руководил охраной объекта, 40 километров гнались по проселкам за попутной легковушкой, на которой пытался сбежать Журавский. В Вязьме его настигли и долго били. До сих пор боли в правом боку беспокоят его. У силой возвращенного на стройплощадку, чтобы больше не убегал, отобрали верхнюю одежду. Оставалось ждать и надеяться.

Удобный момент для побега представился уже через месяц. Это произошло в Калуге, куда Журавского привезли, чтобы на одном из тамошних заводов получить изготовленное по его проектам оборудование. На проходной ему вернули паспорт... Из Калуги Сергей Алексеевич на электричке поехал просто в Москву. Там всю ночь гулял по Красной площади - у вокзалов могли "загрести". А утром оршанец пришел в приемную генеральной прокуратуры России. В заявлении на имя генерального прокурора Владимира Устинова он подробно изложил все пережитое за время работы в "Ситеке".

В деле Журавского в его пользу свидетельствует тот факт, что на момент объявления независимости Беларуси он был на заработках в Сибири и поэтому остался российским гражданином. Вероятно, его папка не затеряется в столах чиновников. По последним сведениям, полученным оршанцем по телефону из Москвы, запрос по его делу уже дошел до Смоленщины и передан на рассмотрение в прокуратуру Угранского района.

По наблюдениям Сергея Алексеевича, за время его "одиссеи" через строительный объект прошло более сотни строителей. Большинство так и не дождалось какой-либо оплаты.

Основную часть обманутых составляли белорусские граждане. Преимущественно это были жители Витебщины: из Городка, Орши, Оболи, Лиозно, Богушевска, Витебска. Как вспоминает Журавский, многие попали на лесной объект на Смоленщине через местные центры занятости.

На днях я зашел в Витебский областной центр занятости. На стендах объявлений от "Ситека" не увидел. Но поинтересовался о сотрудничестве с этой одиозной фирмой у начальника отдела рынка труда Зинаиды Кураш. Оказалось, что осенью прошлого года названное ООО с пропиской в Смоленской области присылало факс с просьбой вывесить его на доске вакансий. Что и было сделано. По словам Зинаиды Алексеевны, 4 человека завербовались на работу в Угру сразу же, но, пробыв там неделю, уехали. Причиной столь краткого сотрудничества они называли невыносимые условия труда и плохой прием. Приезжал в Витебск и директор "Ситека" Евгений Ланг. По воспоминаниям сотрудника центра занятости, он называл витебских строителей лентяями и просто "плохими людьми". Но информация на стенде висела, было организовано собрание с потенциальными работниками. Многих из них не устроили условия труда - весь световой день, и почти все покинули зал. Остались только самые отчаянные. После их скорого возвращения, услышав негативные отзывы, Витебский областной центр занятости прекратил сотрудничество с "Ситеком".

На этом можно бы ставить точку, но... Сколько еще таких непорядочных фирм охотятся за дармовой рабочей силой? Сколько агентов разъезжают по Беларуси, обещая райские кущи? На деле же все обещания превращаются в бараки с зарешеченным оконцем и охранником у дверей...

Олег КРУПИЦА, Витебск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter