Тайны классических преступлений

Книжный навигатор

Вiктар Праўдзiн. Вяртанне з апраметнай. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2011.


Не раз мне доводилось говорить о том, что в нашей литературе заполнены все жанровые ниши. В том числе те, которые наиболее привлекательны для массового читателя. Детективные романы Виктора Правдина — тому подтверждение. К жанру автор обратился не случайно: много лет он провел на оперативной работе, и детективы разворачивались перед ним вполне реальные. Так что с поиском фактуры проблем не было. И с соблюдением законов жанра тоже: динамичный сюжет, строгая логика развития событий, тайны, которые раскрываются в финале. Читая детектив Правдина, вполне можно представить, что смотришь фильм, точнее, сериал. Вот главный герой, капитан милиции Андрей Бусел, приходит в себя в багажнике машины. Он связан, похищен... Зачем? Выясняется, что похититель — известный киллер по прозвищу Филин — бывший однополчанин Андрея. Ему «заказали» капитана, заплатили немалые деньги. Но Филин, которому Андрей Бусел когда–то спас жизнь, решает по–своему: «организовывает» другой труп, чтобы Андрея посчитали убитым, а другу дает документы, деньги и предлагает начать новую жизнь. Несложно предположить, что капитан милиции не станет отсиживаться в безопасности, а начнет свое расследование — кто его предал, кто хочет его смерти? Прямо готовый сценарий.


Павел Басинский. Страсти по Максиму. Горький: 9 дней после смерти. АСТ: Астрель, Москва, 2011.


Литературный критик Павел Басинский прославился благодаря своим эссе о классиках. В свое время его книга о Льве Толстом стала бестселлером. Теперь пришел черед Максима Горького. За бронзовым фасадом скрывается весьма неоднозначная личность, и автор исследует самые острые моменты биографии. Ведь даже на такой простой вопрос: «Считал ли себя сам Горький «выходцем из народа»?» — ответить однозначно нельзя. Как на самом деле умер классик? Каковы были его отношения с Лениным и Сталиным? Каким образом связан автор «Буревестника» с гапоновщиной? Что он думал о других писателях, какую роль — иногда роковую — играл в их судьбе? А тема «Горький и Блок» — вообще из разряда «жареных»... Здесь же история о присуждении Нобелевской премии Бунину — ведь многие, даже Марина Цветаева, считали, что более достойной кандидатурой был бы Горький... Еще тема — Горький и религия, увлечение ницшеанством... Подобные тексты о писателях всегда вызывают шквал эмоций, от искреннего удивления до категоричного возмущения, на что, собственно говоря, и рассчитаны. Этакие «сеансы магии с разоблачением» сегодня пишутся практически обо всех известных людях, и упор делается на скандал. Книга о Горьком не стала исключением. Критики говорят, что исследование очень выборочно, фрагментарно. Мало сказано о творчестве Горького, его издательской деятельности. Басинский судит своего героя сурово, явно придираясь к мелочам, старается везде найти скандальные тайны — даже там, где их нет. Поэтому могу посоветовать, чтобы составить объективное мнение, почитать параллельно с книгой Басинского что–то еще о герое.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», г. Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter