Под давлением гидравлического пресса железо с палец толщиной мнется, как сдобное тесто. Около 50 деталей из него создают второе "платье" той модели "Мерседеса", которую называют "автомобилем со спецзащитой", а на заводском жаргоне - "охранником".
25 человеко-дней на один автомобиль необходимо затратить для того, чтобы защитить место пассажира. Нужно бронировать, снабдить "рубашкой" каждый участок риска. Кстати, с тех пор как "Даймлер-Бенц" выпустил первые в мире бронированные лимузины, а произошло это более 70 лет назад, технология обеспечения спецзащиты автомобиля относилась к самым сокровенным тайнам.
В принципе, экзотическая отрасль не считалась рентабельной - слишком узким был круг потенциальных клиентов. За 70 лет "Мерседес" продал не более 4.000 бронированных автомобилей. Они доставались главам государств и крупных корпораций.
Но в последнее время страх перед преступностью в странах бывшего СССР, Центральной и Южной Америки и в ЮАР привел к небывалому росту заказов. Мировой рынок бронированных лимузинов вырос со 100 автомобилей в год до более чем 10.000. И сразу в этой отрасли вспыхнула острая конкурентная борьба. Это вынуждает экспертов из фирмы "Мерседес" раскрывать некоторые технологические секреты.
Так, в первую очередь производители стремятся обезопасить наиболее уязвимые места машины - например, края дверцы, через которые в салон может проникнуть пуля. Уплотнение и защитный слой наносятся таким образом, чтобы пуля, попавшая в дверную щель, начала метаться там наподобие шарика для пинг-понга, теряя при этом убойную энергию.
16 августа 1985 года бронированный "Мерседес-380 SEL" немецкого посла в Бейруте был обстрелян, и пробившая крышу пуля убила шофера. Дефекты конструкции, ведущие к подобным печальным последствиям, устранены, утверждает руководитель отдела спецзащиты автомашин Йозеф Шумахер. В июне 1995 года служебный "Мерседес" египетского президента Мубарака выстоял под градом пуль. Бронированный автомобиль класса S столь же успешно защитил главу грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от выстрелов террористов.
Степень защиты, обеспечиваемой специальными средствами, можно определить с относительной точностью. Разработана специальная система трехступенчатой проверки, пройдя которую автомобиль получает свидетельство о принадлежности к соответствующему классу надежности.
Первая ступень - осмотр неокрашенного кузова, в ходе которого проверяются дверные пазы, сварные швы, места винтовых соединений. Вторая ступень - лабораторные исследования проб использованных материалов и, наконец, третья - проверка на прочность под обстрелом на специальном полигоне. Средство передвижения, причисляемое к классам от VR-1 до VR-4, должно выдерживать обстрел из револьвера, к классам от VR-5 до VR-7 - ружейные выстрелы. "Мерседес" категории Е класса VR-4 стоит около 180.000 марок, класса S в варианте VR-7 - около полумиллиона.
Тем не менее даже самое оптимальное бронирование не дает стопроцентной защиты. Рудольф Фрис, руководитель отдела, осуществляющего тестовый обстрел автомобилей, избегает употреблять слова типа "пуленепробиваемый", а предпочитает говорить о способности задерживать проникновение пули. А при длительном обстреле, скажем, из пулемета, говорит Фрис, пробить бронированную обшивку - это лишь вопрос времени.
"Одна из наших главных заповедей - объяснять клиентам, что защитные меры имеют границы, - говорит менеджер бременской компании "Траско". - Так, например, никакая техника не может устоять перед бомбой". 30 ноября 1989 года взрывное устройство, размещенное на обочине дороги в Бад-Хомбурге, разнесло в клочья бронированный "Мерседес-S", в результате чего погиб Альфред Гергаузен, представитель правления банка "Дрезднер банк". По оценке конструкторов фирмы "Мерседес", и сегодня, хотя с тех пор сменилось уже два поколения этих автомобилей, даже максимально возможное бронирование не спасло бы жизнь банкира, потому что заложенной взрывчатки хватило бы, чтобы разрушить танк...
ЕФРЕМОВ Михаил.