Тайны бронированного

Под давлением гидравлического пресса железо с палец толщиной мнется, как сдобное тесто.

Под давлением гидравлического пресса железо с палец толщиной мнется, как сдобное тесто. Около 50 деталей из него создают второе "платье" той модели "Мерседеса", которую называют "автомобилем со спецзащитой", а на заводском жаргоне - "охранником".

25 человеко-дней на один автомобиль необходимо затратить для того, чтобы защитить место пассажира. Нужно бронировать, снабдить "рубашкой" каждый участок риска. Кстати, с тех пор как "Даймлер-Бенц" выпустил первые в мире бронированные лимузины, а произошло это более 70 лет назад, технология обеспечения спецзащиты автомобиля относилась к самым сокровенным тайнам.

В принципе, экзотическая отрасль не считалась рентабельной - слишком узким был круг потенциальных клиентов. За 70 лет "Мерседес" продал не более 4.000 бронированных автомобилей. Они доставались главам государств и крупных корпораций.

Но в последнее время страх перед преступностью в странах бывшего СССР, Центральной и Южной Америки и в ЮАР привел к небывалому росту заказов. Мировой рынок бронированных лимузинов вырос со 100 автомобилей в год до более чем 10.000. И сразу в этой отрасли вспыхнула острая конкурентная борьба. Это вынуждает экспертов из фирмы "Мерседес" раскрывать некоторые технологические секреты.

Так, в первую очередь производители стремятся обезопасить наиболее уязвимые места машины - например, края дверцы, через которые в салон может проникнуть пуля. Уплотнение и защитный слой наносятся таким образом, чтобы пуля, попавшая в дверную щель, начала метаться там наподобие шарика для пинг-понга, теряя при этом убойную энергию.

16 августа 1985 года бронированный "Мерседес-380 SEL" немецкого посла в Бейруте был обстрелян, и пробившая крышу пуля убила шофера. Дефекты конструкции, ведущие к подобным печальным последствиям, устранены, утверждает руководитель отдела спецзащиты автомашин Йозеф Шумахер. В июне 1995 года служебный "Мерседес" египетского президента Мубарака выстоял под градом пуль. Бронированный автомобиль класса S столь же успешно защитил главу грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от выстрелов террористов.

Степень защиты, обеспечиваемой специальными средствами, можно определить с относительной точностью. Разработана специальная система трехступенчатой проверки, пройдя которую автомобиль получает свидетельство о принадлежности к соответствующему классу надежности.

Первая ступень - осмотр неокрашенного кузова, в ходе которого проверяются дверные пазы, сварные швы, места винтовых соединений. Вторая ступень - лабораторные исследования проб использованных материалов и, наконец, третья - проверка на прочность под обстрелом на специальном полигоне. Средство передвижения, причисляемое к классам от VR-1 до VR-4, должно выдерживать обстрел из револьвера, к классам от VR-5 до VR-7 - ружейные выстрелы. "Мерседес" категории Е класса VR-4 стоит около 180.000 марок, класса S в варианте VR-7 - около полумиллиона.

Тем не менее даже самое оптимальное бронирование не дает стопроцентной защиты. Рудольф Фрис, руководитель отдела, осуществляющего тестовый обстрел автомобилей, избегает употреблять слова типа "пуленепробиваемый", а предпочитает говорить о способности задерживать проникновение пули. А при длительном обстреле, скажем, из пулемета, говорит Фрис, пробить бронированную обшивку - это лишь вопрос времени.

"Одна из наших главных заповедей - объяснять клиентам, что защитные меры имеют границы, - говорит менеджер бременской компании "Траско". - Так, например, никакая техника не может устоять перед бомбой". 30 ноября 1989 года взрывное устройство, размещенное на обочине дороги в Бад-Хомбурге, разнесло в клочья бронированный "Мерседес-S", в результате чего погиб Альфред Гергаузен, представитель правления банка "Дрезднер банк". По оценке конструкторов фирмы "Мерседес", и сегодня, хотя с тех пор сменилось уже два поколения этих автомобилей, даже максимально возможное бронирование не спасло бы жизнь банкира, потому что заложенной взрывчатки хватило бы, чтобы разрушить танк...

 

ЕФРЕМОВ Михаил.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter