Неизвестные иконы 1730-х годов из Жировичского монастыря показывают в Минске

Тайны 300-летней давности

Более 5 лет назад сотрудники Национального художественного музея Александр Ярошевич и Елена Карпенко поехали в старинный Жировичский монастырь, чтобы по договоренности с Белорусской православной церковью забрать оттуда иконы. Их сняли с иконостаса, установленного в Успенском соборе еще в 1732 году, и некоторое время реликвии хранились на хорах. Теперь они представлены на выставке в НХМ — после длительной реставрации, которая открыла нам неизвестную страницу искусства трехсотлетней давности.


Александр Ярошевич, фото  Павла Чуйко

Существовала некоторая обеспокоенность среди прихожан и туристов, которые заметили, что на месте старинных ликов в иконостасе Успенского собора появились новые изображения. Но, к счастью, памятники прошлого не исчезли. Александр Ярошевич считает большой удачей то, что по благословению митрополита Филарета их в свое время передали в музей:

— Еще в XIX веке во многих странах осознали важность хранения особо ценных предметов культовой живописи в художественных галереях. К сожалению, в храмах они не выдерживают неустойчивого температурно–влажностного режима. В том числе и на жировичских ликах заметны трещины.

Реставрация принесла неожиданное открытие. Оказывается, перед нами произведения начала XVIII века. Но в XIX столетии их частично переписали. А самое важное: мы впервые можем видеть эти шедевры на расстоянии вытянутой руки. Ведь когда они украшали иконостас, то находились на многометровой высоте, плохо доступные взору как верующих, так и всех ценителей прекрасного.


Отреставрированная икона.

И вот когда иконы раскрыли, оказалось, что написаны они в западноевропейской манере, хотя и украшали православный храм. Почему? С 1596 по 1839 год большинство православных Беларуси пребывали в церковной унии с католиками. Любопытно, что даже надписи на иконах выполнены на латинском и на церковнославянском, а в XIX веке, во время борьбы с униатским наследием, цитаты из Священного Писания на двух языках закрасили и нанесли поверху новые изречения — только на церковнославянском. Были также частично закрашены католические митры на фигурах святых, окружающих образ Матери Божьей Жировичской. Все эти детали очень ценны — в них отражается история страны.


Иконостас Успенского собора Жировичского монастыря. Первоначальный вид 
со старыми иконами, фото  Александра Ярошевича.

Попавшие в музей раритеты сняты с двух верхних ярусов иконостаса. По сей день в нижнем ярусе остаются иконы начала XVIII века в царских вратах того же периода.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 123 (24753). Среда, 1 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter