Тарифы под микроскопом

Как считать затраты в жилищно–коммунальном хозяйстве и энергетике?
Как считать затраты в жилищно–коммунальном хозяйстве и энергетике? Устанавливать единые тарифы на всей территории государства или давать свободу регионам? Об этом шла речь на встрече в департаменте ценовой политики Министерства экономики. Универсальных ответов здесь, пожалуй, нет. Поэтому очень важен обмен опытом. Если в Минске и, например, Могилеве тарифы высчитываются примерно одинаково, то в большой России затраты будут заметно варьироваться в зависимости от территории. Председатель региональной тарифной комиссии правительства Ставропольского края Сергей Костукайло и директор Института системного мониторинга Алексей Ананьин приехали в Беларусь специально, чтобы посмотреть, как у нас действует система оплаты за ресурсы.

Алексей Ананьин объяснил, почему экспертам интересен белорусский опыт тарифообразования:

— Если заглянуть в мировую базу цен и тарифов, можно увидеть, что в Беларуси они объективно одни из самых невысоких. И с оказанием услуг все в целом в порядке. Тарифное регулирование — очень сложный процесс, который может восприниматься болезненно и населением, и обслуживающими организациями. У вас этого пока нет.

Подходы даже в общих чертах действительно разнятся. В России повышать тарифы для граждан можно единожды в году. Но многих это ощутимо бьет по карману. У нас — плавно, с определенным шагом. По–разному ведется подомовой учет. В России вводятся электронные паспорта домов, которые значительно упрощают учет потребления и обмен данными. Мы здесь пока отстаем. Важная тема, интересная обеим сторонам, — работа частных ЖЭСов. Иногда доносится информация о том, что в российских регионах с ними, мягко говоря, не все в порядке. Сергей Костукайло рассказал:

— В системе частного домоуправления есть свои плюсы и свои минусы. Теоретическая польза в конкуренции. Но российское законодательство в этой сфере еще очень сырое, оно не гарантирует защищенность граждан. Организации регистрируются, набирают сотрудников. А потом накапливают долги. Будучи не в состоянии рассчитаться, владельцы регистрируют очередную структуру. И все заново. Проблем с ними хватает.

Завершил беседу ставропольский гость профессиональной шуткой:

— Если тарифами недовольно население, но довольна тарифная служба — это плохо. Если рады граждане, а регулятор нет — тоже плохо. Когда недовольны и те и другие, значит, мы работаем хорошо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter