Таран

В автоаварии серьезно пострадали белорусы и россияне.
В автоаварии серьезно пострадали белорусы и россияне. Виновный в ДТП литовский гражданин оказался юридически недосягаем. А районные милиционеры "протаранили" пострадавших еще раз...

Недавняя автокатастрофа под Крупками названа беспрецедентной в нашей стране. Между тем меньшие по масштабам, но схожие по схеме (несколько пострадавших, разбитые машины, интернациональный состав участников...) у нас уже случались.

Для одних это, увы, финал. А уцелевшие счастливчики после аварии вступают в сложный правовой процесс: установление степени виновности участников ДТП и строгости наказания, определение размеров ущерба и механизмов их возмещения. Насколько это сложно, можно судить по аварии, произошедшей год назад в Вороновском районе Гродненской области, расследование которой до сих пор не завершено.

24 сентября прошлого года к госгранице приближались "Мерседес", "Фольксваген" и "Ауди": лидские таксисты Олег Горегляд, Александр Суботский и Юрий Прядко везли в Литву россиян. Кавалькаду остановил пограничный наряд. Водители и часть пассажиров вышли для предъявления документов, кто-то остался в машинах. В этот момент колонну и протаранил тяжелый автопоезд "Вольво" с литовскими номерами.

Какой силы был удар, можно судить по снимку: все машины были "сложены" в гармошку. Стоявших рядом с ними людей грузовик снес. Чудо, но все остались живы! Кто-то получил тяжкие, кто-то, говоря протокольным языком, менее тяжкие телесные повреждения. Россиянину Евгению Воронцову серьезно задело позвоночник, он остался инвалидом. Олег Горегляд, водитель наименее поврежденного переднего "Мерседеса", получил перелом голени и тяжелые травмы головы. Он и написал в редакцию, пригласив корреспондента приехать, а затем рассказать о бесплодных годичных мытарствах пострадавших.

Основной причиной возникших проблем служит, думается, решение вороновских милиционеров отказать О.Горегляду в возбуждении уголовного дела. Согласованное и утвержденное в РОВД по всей форме, оно вызовет недоумение любого водителя. Документ составлен будто не строгими офицерами белорусской ГАИ, карающими нашего брата за малейшую провинность, но адвокатами литовского водителя: ему как бы прощаются серьезнейшие нарушения Правил дорожного движения. Судите сами.

Габаритные огни, дескать, видел, да принял их за огни движущейся машины. Наблюдая, мол, за проезжей частью и приборами, не заметил знака ограничения скорости. Увидев, наконец, стоящие машины, резко принял влево и затормозил, но... Словом, управлявший литовским автопоездом Ю.Лишниковский (цитирую постановление): "...не располагал технической возможностью предотвратить наезд экстренным торможением".

Осталось только обвинить самих лидских таксистов, что фактически и было сделано: они, дескать, не включили аварийную сигнализацию. Интересно, видел ли кто-нибудь на таможенных или пограничных постах, где стоять приходится часами, машины с включенными аварийными сигналами?.. Виновными, как следует из документа, оказались даже пограничники, организовавшие пост в "небезопасном месте" и поставившие знаки слишком низко...

Пострадавший проявил настойчивость. За помощью обратился в управление Следственного комитета МВД по Гродненской области, в прокуратуру, даже к депутату Палаты представителей. Прокурор Вороновского района возбудил-таки уголовное дело. Инспектора ГАИ капитана Ю.Войтеховского за оплошность дисциплинарно наказали, но... время было упущено: фура ушла в Литву.

Момент принципиальный. Автопоезд "Вольво" стоит дорого, пострадал незначительно и принадлежит солидной фирме. Будь он арестован на территории Беларуси, мог бы служить эффективным средством воздействия на виновную сторону, своего рода залогом. Мог быть продан для возмещения ущерба, нанесенного белорусам и россиянам или их страхователям.

Между Беларусью и Литвой (как и с сопредельной Польшей) существуют договоры о сотрудничестве в подобных случаях. Нельзя сказать, что стороны их игнорируют. Как пояснил подполковник Валентин Кемежук, следователь по особо важным делам управления Следственного комитета МВД по Гродненской области, договоры работают. Но процедура сложна и длительна: письменные поручения, запросы, ответы...

Дела обязательно проходят несколько инстанций вплоть до прокуратуры каждой страны, на каждом этапе что-то уточняется, проверяется, исследуется... Но самое главное, что обвиняемый гражданин другого государства, оказывается, вправе не являться на допрос к следователю нашей страны. Так произошло и в этом случае: литовский "дальнобойщик" вызовы игнорирует. Его понять можно. Как сказано в следственных документах, "...добыты доказательства виновности в происшествии водителя автомобиля "Вольво" гражданина Литвы Лишниковского Ю.В.".

По словам В.Кемежука, рассматривать дело в Беларуси в отсутствие обвиняемого бессмысленно, поэтому суд будет проходить в Литве. Но тут возникнут проблемы у наших граждан: визы, поездки, расходы... Весьма вероятно, что бессмысленные. Олег и его товарищи уверены, что "литовцы своего не сдадут".

Им, пострадавшим, в сущности, нужно только одно - компенсация! За разбитые машины, за проведенные в больницах месяцы, нанесенный здоровью ущерб и понесенные в связи с этим потери... Арестованный "Вольво" давал бы в этом смысле хорошую перспективу. Не говоря о том, что дело уже наверняка было бы закрыто. Водители могли бы хоть что-то с разбитых машин продать, частично восполнив потери. Нельзя, автоостанки служат "вещдоками". Для хозяев неприкосновенны, чего не скажешь о ворах: годных запчастей все меньше...

Отдельный вопрос - возмещение убытков страховой компанией. Для Горегляда, по большому счету, главный. Жив, в общем, цел. Возмущен, конечно: "Почему я, пострадавший, должен бегать? Заплатил страховой взнос - вот пусть страховщики и разбираются между собой!" Но готов "бегать" и дальше: получить бы деньги, купить другую машину и кормить семью!

Ответственность литовского водителя страховала белорусская компания "Белингосстрах". По словам Александра Быковского, начальника отдела по урегулированию убытков, проблемы тут нет. Даже суд - в Литве ли, в Беларуси - компании не нужен!

Для акта о наступлении "страхового случая" нужна стандартная, известная большинству водителей справка формы 12. В течение пяти дней после ее получения будет оформлен акт, и еще в течение 10 дней Горегляд, Суботский и Прядко получат деньги, заверил меня А.Быковский. Компания, по его словам, адресовала в вороновскую ГАИ и следственный комитет области уже два запроса. Но там, признавая "между строк" вину литовца, официальную бумагу почему-то не дают.

А.Быковскому дело представляется очевидным: водитель нарушил скоростной режим, не заметил знаков и машин, нанес тяжкие телесные повреждения людям... Он должен был оказаться за решеткой, грузовик - на штрафной стоянке. Почему этого не произошло, остается только гадать.

Дело и впрямь отдает абсурдом. Потому-то суд на территории Беларуси был бы крайне желателен как один из прецедентов, на совокупности которых совершенствуется юридическая практика, формируется гражданское поведение людей. В одной Гродненской области "интернациональных" ДТП случается в год около десятка. Примерно столько же дел ведет "Белингосстрах".

Государство защищает своих пострадавших граждан не "вообще", а конкретно, силами того же инспектора вороновской ГАИ, сотрудника милиции, следователя, страхователя. Каждый из них должен иметь в подобном случае четкий алгоритм действий, где приоритетом, очевидно, должны быть законные интересы наших сограждан. И если районные правоохранители выступили фактически против них, на стороне иностранца, то это лишний раз доказывает: такого алгоритма пока нет. Никак не утешает, что вороновский случай, как и крупское ДТП, боюсь, не последний...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter