XXVII Международный фестиваль современной хореографии - IFMC-2014 проходит в Витебске

Танцуют всё

Завтра большим гала–концертом завершится пятидневный танцевальный марафон XXVII Международного фестиваля современной хореографии — IFMC–2014 и мы узнаем, кто на сей раз увезет Гран–при. Сегодня на большую сцену выйдут финалисты международного конкурса. Какие коллективы после череды закрытых туров встретятся наконец с искушенной витебской публикой, пока известно только членам жюри. Два дня они смотрели и оценивали конкурсные работы 33 хореографических трупп из Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Армении, Польши, Эстонии и Японии.





Кучастию в видеотуре заявки прислали 55 коллективов, среди них, что приятно удивило организаторов, все больше артистов классического направления. Жажда эксперимента? Нет, говорит сопредседатель жюри, худрук балета Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Юрий Троян, практически тенденция:

— Артисты Большого театра тоже нашли время, чтобы поучаствовать в конкурсе, хотя и плотно заняты в репертуарных спектаклях. Всегда интересно проверить свои силы в разных жанрах, мы ведь сделали у себя «Шесть танцев» Килиана и снова привезли его в Витебск по просьбе публики. Когда артист балета хорошо подготовлен, он может танцевать все — от классики до модерна. Это вопрос только репетиций и индивидуальных способностей.

В Витебске действительно танцуют все. На концерте открытия блистала всемирно известная труппа из Британии «Гандини жонглируют» со спектаклем «Разбитый». Возможно, те, кто ожидал от них изощренных хореографических па, были разочарованы. Все–таки главным в постановке жонглеров было больше цирка. Но публика наша реагировала очень точно: после совершенно тихого зала в Шанхае интернациональная труппа сэра Гандини была приятно удивлена искреннему смеху и овациям в финале. Цирковую тему сегодня продолжит театр «Балет Евгения Панфилова». Пермский коллектив привез на форум премьеру «Глазами клоуна». Одноактный балет в этом сезоне номинирован в категории «Лучший спектакль современной хореографии» на премии «Золотая маска», а его постановщик Алексей Расторгуев претендует на титул «Лучший хореограф».

В конкурсе — в этом году он международный — есть номера на пуантах, близкие к неоклассике, танцы–перформансы с видеоинсталляциями. В одной из постановок практически на правах артиста участвует велосипед. На суд жюри были также представлены балеты «Пластик–танго» и «Вальс для гардеробной моли» — оба с буквальным прочтением названий. Впрочем, пластиковые стаканчики как символ ненастоящих отношений и вешалка с одеждой на голове у танцующей моли смотрятся на сцене IFMC весьма гармонично, как и телесные приключения некоей демонической «Особи».





Отсмотрев больше половины произведений, председатель жюри, художественный руководитель театра «Киев модерн–балет» Раду Поклитару, открытий для себя не сделал:

— Есть работы интересные, которые выделяются на фоне общей массы, но сказать о каких–то художественных потрясениях пока не могу. Очень надеюсь, что они будут. Жду произведение, о котором можно сказать однозначно: да, это Гран–при.

На закрытых показах всегда особенно ясно чувствуешь, как мало постановщики думают о том, чтобы кому–то понравиться. Кажется, увлекаясь самовыражением, они просто забывают о публике. Словно танцуют балет «Я в N–ой степени». Вещь с таким названием есть в конкурсе, и она, ясное дело, о запредельном эгоизме. По словам Раду Поклитару, расточительное отношение к времени зрителя — общая тенденция contemporary dance, многословием грешат и новички, и мэтры. На IFMC–2014 за двадцать минут конкурсанты языком тела рассказали «Три сестры» и «Анну Каренину», столько же времени понадобилось другому хореографу для того, чтобы объяснить жюри фантазию «Маки растут в голове» — как говорится, почувствуйте разницу.

Конкурс и гостевая программа тоже по уровню сильно отличаются. IFMC по праву считается одним из самых престижных фестивалей в области современной хореографии на территории Европы. В этом году Витебск увидит постановки профессионалов из России, Украины, Великобритании, Швеции, Испании, Израиля, США, Эстонии, Италии. Среди них работы членов международного жюри — Раду Поклитару, Идо Тадмора, Ренее Номмика, Ольги Пона, Эммануэле Соави. Все гостевые спектакли проходят с неизменным аншлагом. Вчера зал рукоплескал «Киев модерн–балету», завтра — не сомневаюсь — оглушительными овациями примет на бис «Шесть танцев» Большого театра и труппу из Филадельфии Koresh Dance Company.

infong@sb.by

Советская Белоруссия №223 (24604). Суббота, 22 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter