Танки грязи не боятся?

Отшумел не отшумел, но вроде как поутих спор о ракетах, после того как Путин предложил Бушу совместно использовать арендуемую в Азербайджане РЛС...
Отшумел не отшумел, но вроде как поутих спор о ракетах, после того как Путин предложил Бушу совместно использовать арендуемую в Азербайджане РЛС. Конечно, мало кто верит, что американцы таким образом согласятся отказаться от своих планов размещения радаров в Европе. Но пиар–ход сработал. Что дала угроза «перенацелить русские ракеты на цели в Европе»? Ничего, кроме удара по собственному имиджу. А вот на новое предложение Путина ответ уже поступил. Нет, не от США — те пообещали ответить в июле, после визита Президента России в гости на ранчо к Бушу. Зато Германия и Франция уже высказались за сотрудничество с Россией и твердо намерены содействовать поиску компромисса в ракетном споре с США. В Париже состоялась встреча министров обороны Германии и Франции, на которой они заявили, что хотят «найти общее решение в НАТО и тем самым избежать раскола Европы».

Этот здравый прагматизм старой Европы следует иметь в виду и в новом драматичном военном споре. Теперь уже речь о танках, а также самолетах, артиллерии и других обычных вооружениях, которые регулирует ДОВСЕ — Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

Вчера Россия созвала представителей Организации Североатлантического договора и бывших государств — членов Варшавского Договора, всего 30 государств, в Вену на чрезвычайную четырехдневную конференцию, чтобы решить, как быть с Договором о вооруженных силах в Европе дальше. Все понимают — если Россия выйдет из ДОВСЕ, то это серьезно скажется на стабильности в Европе.

В принципе, на Западе осознают российские озабоченности. Как замечает «Уолл стрит джорнэл», Москва недовольна тем, что ни одно государство — член НАТО не ратифицировало поправок к договору, принятых в 1999 году, дабы учесть упразднение Варшавского Договора. Некоторые государства, входившие в Варшавский Договор, например, Польша, ныне входят в НАТО. Другие, например, три страны Балтии, вступили в НАТО, но в договоре не упомянуты.

Но у альянса свои требования. Запад требует уступок в обмен на ратификацию договора. НАТО хочет, чтобы Москва предварительно вывела свои воинские контингенты и военную технику с территории соседних государств — бывших союзных республик Молдовы и Грузии.

Итак, судьбу большой европейской политики в очередной раз решают маленькие государства. Что для Москвы обиднее всего — свои, бывшие советские... Еще более горько осознавать тот факт, что они приняли логику Запада, рассматривая военное присутствие России как милитаризацию и угрозу. И забыли, что была и другая логика — речь идет не просто о воинских контингентах, а о российских миротворцах, которые в начале 90–х остановили начавшееся кровопролитие в территориальных конфликтах при распаде СССР.

Если хочешь, чтобы тебя возненавидели, сделай доброе дело... Впрочем, политика оперирует категориями интересов, а не морали. В интересах же Евросоюза решать замороженные конфликты на европейском пространстве по своему усмотрению. Планы США по переброске некоторых американских частей в составе НАТО с германских баз в Румынию и Болгарию — страны Черноморского региона неподалеку от потенциальных «горячих точек» в Молдове и Грузии — дают ясное представление, кто будет наводить там порядок. США и Евросоюз предлагают заменить российских миротворцев международными наблюдателями. Таким образом, сегодня в Вене разворачивается не столько битва за ДОВСЕ — подсчитать количество стволов могли бы и военные интенданты. Сегодня там проходит битва за ограничение российского влияния на постсоветском пространстве.

В Москве это понимают. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул, что «искусственные увязки, которые не имеют никакого отношения к самому тексту договора — на предмет наших миротворцев в Грузии или миротворцев и ограниченных подразделений, которые охраняют оставшиеся в Приднестровье боеприпасы, — для России неприемлемы, они не имеют никакой юридической силы». «Да и те, кто их выдвигает, — напомнил министр, — уже сказали нам, что это не правовые привязки, а политические».

Об этом, как мне кажется, и следует говорить сегодня в Вене. Не о пушках и танках, а о взаимопонимании. И еще раз напомнить европейским коллегам, что ДОВСЕ — это не разменная монета в торге нескольких государств. «Договор об обычных вооруженных силах в Европе — краеугольный камень европейской безопасности», — напомнил пресс–секретарь МИДа Андрей Попов, комментируя открытие в Вене Чрезвычайной конференции государств — участников ДОВСЕ.

Замечу, кстати, что разговор в Вене предстоит непростой, напряженный, и в этой дискуссии для России важен каждый голос в поддержку ее позиции. В этом большом европейском форуме Беларусь, пожалуй, единственная, кто проводит согласованную внешнюю политику с Россией. Что скажут остальные партнеры? Будем следить за событиями в Вене.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter