На границе Союзного государства много перемен

Таможня работает за троих

На границе Союзного государства много перемен

ОЧЕРЕДИ тяжелых грузовиков на въезд в Беларусь перед праздниками еще не редкость. Все спешат доставить товар, пока он востребован. Причем примерно 70 процентов машин следуют транзитом в Россию. Однако с начала этого года водителей и экспедиторов на западной границе Союзного государства ждал приятный сюрприз. Контрольных органов здесь стало меньше. Белорусская таможня взяла на себя дополнительные функции, которые прежде выполняли другие службы. В итоге время, затрачиваемое на выполнение формальностей, существенно сократилось.

Так, в соответствии с указом Президента Беларуси таможенные органы выполняют теперь функции Транспортной инспекции Министерства транспорта, осуществляемые непосредственно в пунктах пропуска. Это касается контроля веса и габаритов как обычного, так и крупногабаритного транспорта, везущего нестандартные изделия. Кроме того, уполномоченные на то таможенные работники получают право составлять документы об административных правонарушениях на тех, кто не соблюдает установленные в стране правила перемещения грузов и транспортных средств при международных автомобильных перевозках. Проезд грузового автотранспорта, как известно, необходимо оплачивать. Раньше это делалось непосредственно на границе, что сдерживало поток грузовиков. Теперь оплату можно сделать и во время проезда по стране.


Взяли на себя таможенники и функции санитарно–карантинного контроля за товарами, грузами и транспортными средствами в пунктах пересечения границы. Это также предусмотрено указом Президента. Так что не стоит удивляться, если таможенник на белорусской границе поинтересуется документами, подтверждающими безопасность того, что вы везете в кузове грузовика. Впрочем, в том случае, если есть некие подозрения и их надо подтвердить или опровергнуть лабораторными пробами или другим углубленным исследованием, к этому, как и прежде, будут привлечены органы Министерства здравоохранения.


Более тщательно теперь вглядываются в лица путешественников и пограничники. Им отныне вменено в обязанность не только проверять подлинность и правильность оформления документов, соответствия их личности предъявителя, но и визуально определить, не болен ли он опасными инфекционными заболеваниями. Градусник вам вряд ли предложат, но испарина, нездоровый румянец, кашель — все это может вызвать повышенный интерес к вашей персоне. И даже стать поводом для карантина, во время которого диагноз будут ставить уже профессиональные медики.


И это — лишь некоторые перемены на границе последнего времени. Еще одна, вызвавшая в Союзном государстве немалый резонанс — по указу белорусского Президента отныне иностранные граждане могут ввозить для личного пользования в страну, а значит, и на всю территорию Таможенного союза, только один автомобиль. Точнее, можно и больше, но за все последующие придется внести финансовое обеспечение, равное таможенной пошлине в зависимости от года производства и объема двигателя машины. Для чего это сделано? Ответ подсказывает статистика. После того, как в Таможенном союзе были введены более высокие таможенные пошлины за ввоз иномарок, некоторые граждане Польши, Литвы, Латвии стали въезжать в Беларусь на легковушках якобы временно. В действительности же сбывали авто местным перекупщикам, которые либо перебивали номера и продавали его далее куда–либо в глубь России или Казахстана, либо просто разбирали на запчасти. А продавец без хлопот возвращался домой поездом или автобусом, чтобы затем вновь беспошлинно перегнать на восток еще одну иномарку.


Естественно, бюджет Беларуси, да и других стран Таможенного союза, нес от этого немалые потери. Ведь по некоторым оценкам, нелегально на территорию трех стран попали тысячи машин. Однако отныне с серыми схемами перемещения автотранспорта через границу покончено. Перед зарубежными перегонщиками шлагбаум без оплаты пошлины больше не откроют. Это решение, кстати, пришлось по душе и руководителю Федеральной таможенной службы России Андрею Беньяминову. На днях он обсуждал в Минске с белорусским коллегой Александром Шпилевским выполнение мероприятий и программ Союзного государства, а также широкий перечень других вопросов сотрудничества. Отдельно рассматривался контроль за временным ввозом автотранспорта иностранными гражданами.


Таможенники Беларуси и России намерены удвоить усилия и еще в одной области — они предлагают коллегам из Евросоюза объединить навигационные глобальные системы европейскую GPS и российскую ГЛОНАСС. Это позволило бы проследить движение товара от погрузки в автомобиль или вагон до его получения конечным потребителем, отметил Андрей Беньяминов. В этом случае полулегальные и просто контрабандные схемы полностью исключаются. Пока западные коллеги думают над ответом.


В целом же к 2015 году пропускная способность западной границы Союзного государства в Беларуси должна возрасти почти до 33 тысяч автомобилей в сутки, что примерно в полтора раза больше, чем в 2010 году. Быстрому росту поспособствует и сокращение в пунктах пропуска количества контрольных служб, и модернизация самих погранпереходов. Там появляются новые площадки и полосы движения, более современное оборудование, позволяющее вести досмотр, не вскрывая кузова грузовика. Серьезно ускоряет пересечение границы электронный документооборот. Меняются и взаимоотношения с клиентами. Сегодня в Беларуси более 600 субъектов хозяйствования имеют статус добросовестного участника внешнеэкономической деятельности, дающий право на упрощение таможенных процедур.


BIBIKOV@SB.BY

 

Советская Белоруссия №18 (24401). Четверг, 30 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter