Талон к... министру

Если театр начинается с вешалки, то поликлиника - с очереди.
Если театр начинается с вешалки, то поликлиника - с очереди. Сначала за талоном в регистратуру, потом - к врачу на прием. Даже если приходишь точно ко времени, указанному в талоне, три-четыре человека обязательно сидят под дверью. А уж в период эпидемии гриппа в очереди к врачу можно полдня провести! Обречены ли мы томиться в очередях? Я уже несколько месяцев предлагаю ответ на этот вопрос и решение проблемы очереди к врачу. Обычные сетования на их нехватку - просто отговорка. Врачей у нас хватает, но лечебной практикой занимаются не все. Это касается главврачей поликлиник, их заместителей, заведующих отделениями - в различных поликлиниках их от 5 до 8 человек. Эти высококвалифицированные специалисты, к большому сожалению, лишь контролируют работу участковых врачей и со временем за бумажной работой иногда полностью теряют квалификацию. По моим грубым подсчетам, только в Минске в 33 взрослых поликлиниках, в 23 детских, в 15 ведомственных, в 12 больницах насчитывается около 450 таких специалистов. Это же огромная медицинская армия! А посмотрите на райздравотделы: там некоторые врачи вообще не видят больных, а лишь командуют объединенными бухгалтериями. Если бы все эти врачи принимали больных по талонам хотя бы 2 - 4 часа в день, то проблема была бы решена. Напомню, что бывший министр здравоохранения СССР Евгений Чазов, кардиолог Николай Амосов занимались и занимаются медицинской практикой, не отрываясь от своей административной работы, то есть теоретически к ним тоже можно было взять талон и прийти на прием. Почему бы всем врачам-администраторам не последовать их примеру?

Геннадий ЛИБЕРМАН, г. Минск.

Лечение без мучения

Талонная система в поликлиниках должна, по идее, помочь и пациентам, и врачам. Первых талон дисциплинирует - приходят вовремя. А врачу талонная система приема помогает правильно рассчитать время, ведь прием - это и рентгеновский, и "личный" осмотр, да нужно и просто поговорить с больным. Но всем известно, что существуют особые любители посидеть в поликлинике, которые заказывают талоны пачками. Не потому, что больны, а просто хобби у них такое - здоровье проверять. Они-то и создают столь знаменитый дефицит талонов, устраивают очереди в поликлиниках.

"СБ" в одной из публикаций рассказывала, как в столичной поликлинике N 19 отменили талоны. В качестве эксперимента. И оказалось, что каждый врач принимал по живой очереди столько же пациентов, сколько обычно принимал по талонам. Так не распространить ли этот эксперимент на все поликлиники страны? А чтобы те, у кого проверять здоровье - хобби, не создавали очередей, ввести обязательный доврачебный прием. Нет у пациента показаний для обращения к врачу - не давать ему направления еще в кабинете доврачебного приема...

Анна НИКИФОРОВИЧ, Молодечно.

Комментарий "СБ"

Предложения нашего читателя Геннадия Либермана имеют рациональное зерно, хотя и не новы, считает начальник главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава Александр Цыбин. "Не нужно путать суть профессии с должностью. У лечащего врача и врача-администратора все же разные функции: первый отвечает за судьбу конкретного человека, второй - за всех, кого данная поликлиника обслуживает. Менеджер здравоохранения - это совершенно особая профессия". По словам же Наталии Предко, возглавляющей аналогичное управление в комитете по здравоохранению Минского горисполкома, все врачи, имеющие дипломы по специальности "лечебное дело", имеют право на совместительство, и многие этим правом пользуются: "В Минске немало поликлиник, где врачи-администраторы берут половину ставки как участковые терапевты и ведут прием пациентов. А во время эпидемий, к примеру, того же гриппа, если возникнет пиковая ситуация, не только главврачи садятся в машину и едут по визитам - на днях такие функции вынуждены были взять на себя в некоторых столичных районах даже стоматологи и акушеры-гинекологи. Посудите сами: разве смогли бы 8 участковых врачей обслужить 500 (!) вызовов в сутки?.. Исключением в плане совместительства являются медицинские чиновники, которые хотя и могли бы заниматься врачебной практикой, но не имеют права по законодательству".

В письме читателя подкупает арифметика: "медицинский резерв", о котором он ведет речь, смог бы дополнительно обслуживать минимум по 2,5 тысячи минчан в день. Чем не выход для Беларуси, где даже в столице штаты до недавнего времени были укомплектованы на 60 процентов, где нагрузка на терапевтов иногда в 2 раза выше нормы? Но если учесть, что многие врачи-администраторы уже ведут прием, что вести его хотят и могут далеко не все... При ближайшем рассмотрении этих "если" оказывается немало. И главное в том, что административная работа в медицине не сводится к бумажной волоките, как пациентам порой кажется со стороны. Менеджеров здравоохранения сегодня специально готовят в Академии последипломного образования в течение двух лет. Любопытно, что в США во главе клиник тоже долгое время стояли врачи, но были вынуждены уступить свое место профессиональным менеджерам. Сейчас идет обратный процесс, однако, чтобы претендовать на руководящий пост, врачам приходится изучать и теорию систем, и системный анализ, и другие совсем не медицинские дисциплины. Возможно, такие врачи и теряют кое-какие навыки, зато приобретают бесценные знания в иных областях. В общем, действительно - это уже совсем другая профессия.

Почему в государственном здравоохранении спрос на врачей превышает предложение - проблема настолько сложная, что ее не могут решить ни усилия нескольких сотен врачей-администраторов, принимающих по паре часов в день, ни "авральное" привлечение специалистов смежных специальностей к обслуживанию вызовов. Это меры экстренные. Для того чтобы ситуация реально разрешилась, нужно ставить вопрос и о зарплатах, и об организации работы, и о расширении функций среднего персонала, и о многом-многом другом. Ну а "выгонять" ли пациентов из поликлиники, как предлагает Анна Никифорович? Не думаю, что стоит прибегать к столь радикальным мерам. Хотя возможности приема в доврачебном кабинете можно использовать для регулирования потока пациентов. А то ведь действительно в поликлинику ходит немало тех, для кого это - хобби.

Реформа здравоохранения только началась, и прогнозировать, в какой точке будет достигнут баланс, трудно. Однако проблему конкретно своего района Геннадий Либерман, похоже, уже решил. Дело в том, что искать собственное решение его заставило положение дел в поликлинике по месту жительства, откуда за год уволилось 19 медработников и где попасть на прием к врачу стало проблематично. Не прошло и месяца после первого "рационализаторского" письма нашего читателя в отдел здравоохранения, как Геннадий Григорьевич с удивлением обнаружил, что очереди в поликлинике рассосались, а главврач с заместителями начала принимать больных по талонам. Что, собственно, и требовалось доказать...

Людмила ГАБАСОВА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter