Таланты на обочине

В каждом из нас есть что-то от библейского Фомы Неверующего.
В каждом из нас есть что-то от библейского Фомы Неверующего. Вот и я, познакомившись с перечнем тем, озвученных на областной научно-практической конференции школьников, засомневался. По силам ли подросткам анализировать столь сложные проблемы, ставшие сутью их научных рефератов? Ведь на многие из анализируемых вопросов порой не могут найти ответы даже солидные ученые.

Читаю: "Проблема рационального использования торфяников" - и думаю: дань требованиям актуальности или действительно попытка подсказать умудренным опытом и практикой дядям, как распорядиться нашими неразумно осушенными болотами? Оказывается, Женя Базык - умница. Получила за исследования премию специального фонда Президента. Вот только не всегда есть возможность у практиков воспользоваться ее советами. А передо мной научный труд другого старшеклассника: "Редкие гексоплоидные сорта пшеницы в условиях юго-западной части Беларуси". Не найдя значения слова "гексоплоидный" в словаре, консультируюсь у аграриев-практиков. Оказывается, тема из области биоинженерии. Но теорию, опять вздыхают специалисты в облагропроме, сдерживает далеко отстающая практика.

Возникает желание познакомиться с юными авторами изысканий, полистать их научные труды. Педагог брестского лицея Анна Науменко, которая заведует здесь научной работой, советует, учитывая мой профессиональный профиль, ознакомиться с работами лицеистов-гуманитариев. Одиннадцатиклассник Виктор Демидюк - один из них. В прошлом году его научный труд "Брест как один из центров европейского Возрождения" был признан лучшим на научно-исследовательской конференции школьников, которая проводилась в Минске под эгидой Министерства образования. Интересно, какие открытия смог сделать школьник в истории Бреста, переписанной вдоль и поперек начиная с "Летописи временных лет" XII века? Оказывается, весьма существенные. Например, среди краеведов до сих пор нет единого мнения насчет определения конкретного места подписания в XVI веке исторической Брестской унии, расколовшей православие в Западной Украине и Белоруссии. Лицеист Виктор Демидюк может уверенно указать его на карте древнего Берестья. Ведь свои исторические изыскания он делает на основе архивных документов, которые изучал в Варшаве и Кракове: "Я первый исследователь, который восстановил имена всех воевод и старост Бреста начиная с XIII века", - не без гордости заявляет школьник и признается, что на основе прошлогодней научной работы у него в перспективе вырисовывается множество интересных исторических тем.

Где он собирается их развивать? В Варшаве. Там талантливым школьником, владеющим польским языком, уже заинтересовались. Почему же не в наших столичных вузах? Ну, во-первых, чтобы стать студентом в Минске, ему нужно пройти через все преграды, уготованные абитуриенту. Привилегии за научно-исследовательские успехи он получит лишь в том случае, если окажется в числе лучших на республиканской конференции в последнем выпускном классе. А Виктор свою работу о Бресте защитил годом раньше. Поэтому при поступлении в вуз освобождения от экзамена по профильному предмету он не получит. А вот в соседней Польше белорусскому абитуриенту уже обещают гарантированное поступление.

Как на это смотрят его педагоги? Как правило, учителя довольны, что их питомец будет учиться за рубежом. Что и говорить - лестно... Но волнует другое. Почему талантливых школьников с периферии готовы принять высшие школы Варшавы и Москвы и не желает замечать родная "альма-матер" в столице? Победы юных дарований на престижных международных турнирах, конкурсах, областных олимпиадах, как правило, не засчитываются при поступлении в минские вузы.

Замечу, в соседней России уже давно Ломоносовы не пробиваются сквозь снега отдаленных окраин в столицу. Высшая школа сама идет им навстречу. Пришли россияне и в нашу провинцию. Ежегодно в Бресте, Барановичах, других городах республики Московский государственный университет организует выездные экзамены, успешно сдав которые, белорусские мальчишки и девчонки поступают на отделения с бесплатной формой обучения. Беда вся в том, что, даже блеснув знаниями во время таких испытаний, немногие имеют возможность поехать в Москву. У родителей нет денег на содержание юношей и девушек в российской столице. В родном Минске проживание студента обходится гораздо дешевле, но прорваться в столичный вуз периферийным абитуриентам сложно. Не пора ли и нашим вузам поставить дело так, чтобы периферийные школьники, уже доказавшие свою интеллектуальную состоятельность, были их желанными студентами? Как мне кажется, жизнь уже давно доказала, что большая часть лучших умов державы "пробивалась" из провинции. Не просмотреть бы их.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter