Талант в подгузниках

Какой родитель не мечтает, чтобы его ребенок рос способным, одаренным, настоящим вундеркиндом, который в три года уже свободно читает, в пять говорит по-английски, а в школе занимает первые места на всех олимпиадах? Мечты мечтами, но психиатров слишком раннее интеллектуальное развитие детей настораживает: это часто не столько показатель избранности, сколько тревожный звонок.
Какой родитель не мечтает, чтобы его ребенок рос способным, одаренным, настоящим вундеркиндом, который в три года уже свободно читает, в пять говорит по-английски, а в школе занимает первые места на всех олимпиадах? Мечты мечтами, но психиатров слишком раннее интеллектуальное развитие детей настораживает: это часто не столько показатель избранности, сколько тревожный звонок. У особенных детей особые проблемы, и нуждаются они в совершенно особом отношении со стороны взрослых.

Наш разговор с заведующей отделением психотерапии Минского городского детско-подросткового психоневрологического диспансера Ольгой Гладкевич начался с обсуждения трагической судьбы Ники Турбиной, ушедшей из жизни в 28 лет. Той самой, на весь Советский Союз знаменитой, юной поэтессы, которая свой первый сборник с восхищенной преамбулой Евгения Евтушенко издала в 9 лет, а в 12, единственная из советских поэтов после Анны Ахматовой, получила самую престижную поэтическую премию - "Золотой лев". Мать, неудавшаяся художница, возила Нику по всему свету. В итоге 15-летним подростком она оказалась одна в Швейцарии, училась, выскочила замуж за старика-профессора, начала пить, потом вернулась в Москву. Жизнь ее катилась по нисходящей: случайные мужчины, срывы, запои, один раз она выпала из окна и выжила лишь чудом. Подруга пыталась устроить ее на лечение в американскую клинику, но безуспешно. 11 мая 2002 года Ника снова выпала из окна, и на сей раз Бог ее не спас...

По мнению Ольги Сергеевны, жизнь талантливейшей девочки с самого начала пошла по опасному сценарию. И, видимо, главный персонаж этой трагической истории - мама, которая пыталась свои нереализованные амбиции компенсировать за счет ребенка. Вина ли ее в том или беда, но основным критерием стал успех, который сам по себе, без кропотливой работы, правильной организации жизни, последовательности, чреват большим неуспехом. После взлета человек нередко оказывается перед зияющей пустотой. Недаром сама Ника записала в дневнике: "По улицам слона водили, а после бросили и забыли". Кроме необыкновенного таланта, у девочки не оказалось ничего, никакого фундамента, точки опоры, главной линии, вокруг которой и складывается человеческая жизнь. Выдающийся писатель Торнтон Уайлдер высказал когда-то мудрую мысль: "Жизнь устроена так, что если ты долго пренебрегаешь банальностями, то и банальности станут пренебрегать тобой". А ведь, по сути, дружба, теплый дом, семья, дети, нормальная, стабильная работа - это и есть те самые банальности, которыми люди жертвуют в погоне за успехом. И горько расплачиваются за это впоследствии. С точки зрения психотерапии, человек без "банальностей" - уже аномальная личность. Одиночеством, ощущением собственной заброшенности, несправедливости судьбы расплатилась Ника Турбина за свой ранний успех, так и не найдя в себе силы его развить...

Хорошего воспитателя не зря сравнивают с хорошим садовником: вырастить, помочь обрести опору ребенку, тем более особенному и своеобразному, - большое искусство. Задача родителей - выстроить жизнь ребенка так, чтобы не лишать его детства. Не стоит перепрыгивать через необходимые этапы, подходить к нему со взрослыми мерками. Нужно просто дать ему возможность (как ни банально звучит) гармонично развиваться. Чтобы не получилось так, как у одного малолетнего пациента Ольги Сергеевны: в свои 3,5 года он разговаривает с мамой на сложнейшие темы, дает разумные советы, но до сих пор не приучен к горшку и не способен играть в простые сюжетные игры. Прекрасно, если ребенок рано начал читать, но пусть это будут детские сказки, песенки, соответствующие его возрасту, а не "Таис Афинская", которой увлекалась в 5 (!) лет одна пациентка диспансера. Замечательно, если малыш с удовольствием занимается математикой или работает за компьютером, но помогите ему рационально составить расписание, чередовать нагрузки, выкроить время для активного отдыха. А самое главное - понимать, что делается для ребенка и что - во имя ложно понятого престижа.

Обыватели привыкли считать одаренных людей эдакими "чудиками", хотя на самом деле дети с яркими талантами встречаются самые разные - и совершенно здоровые, крепкие, спокойно совмещающие учебу с футболом, и "странные", с трудом находящие общий язык с окружающими. Один минский школьник с яркими математическими способностями стал в классе изгоем. "Потерпите, - успокаивал его мать психотерапевт, - вот пойдет в старшие классы, где престижно учиться, престижно получать отличные оценки, и все наладится". Действительно, юноша легко поступил в лицей, а затем и в университет, нашел контакт со сверстниками и собственную дорогу в жизни. А если это не удается? Если после вспышки гениальности наступает полный интеллектуальный штиль? Если еще вчера за твоего ребенка боролись сразу две спецшколы, а сегодня абсолютно потеряли к нему интерес? Или если подросток сам, что не редкость, отказывается от призвания? По словам Ольги Гладкевич, чаще подобные вопросы волнуют именно родителей; дети обычно свыкаются с новой ситуацией, это как особенности роста - что-то теряешь, что-то находишь. А найти можно всегда, особенно если с младых ногтей ребенок не жил в плену своего таланта, интересовался многим и теперь способен сменить приоритеты. По большому счету, разве есть такие родители, которые не считают свое чадо вундеркиндом - "чудесным ребенком", - несмотря ни на что, пусть даже он не устанавливает рекорды и не фигурирует на первых полосах газет?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter