Выпускница Белорусской государственной академии искусств Марианна Бохан отправилась в агрогородок Людвиново сознательно:
— Я сама из Вилейки. Предлагали работу в Минске в театре. Но платят вчерашним выпускникам немного, снимать квартиру на эти деньги проблематично.
Марианна рано лишилась родителей и привыкла сама о себе беспокоиться. Зарплата молодого специалиста в сельском ДК небольшая, но и потребностей в деревне меньше, рассуждает она. Квартиру Марианне в агрогородке сняли на условиях оплаты коммунальных платежей.
Обязанности, которые ей предстоит выполнять, сильно отличаются от того, к чему готовили во время учебы по специальности «Театральный менеджмент». Рассказывает директор Людвиновского дома культуры Лилия Протасова:
— Уволилась сотрудница, которая вела кружки бисероплетения, витражной росписи и рисования. Я попросила Марианну взять их на себя. Плюс, разумеется, участие во всех наших спектаклях и концертах. У нас творческих сотрудников всего четверо, а кружков и студий много. Поэтому каждый и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Лилия Ивановна мечтает, чтобы в агрогородке появился хореограф, специалист по шитью сценических костюмов и тренер по аэробике. Но пока столько ставок просто не дают. Директор вполне довольна Марианной, которая не отказывается попробовать силы ни в каком деле.
Конечно, есть специалисты, которых ни к каким широким профилям не пристегнешь, например, художники–реставраторы, их в этом году впервые выпустила БГАИ. Штучная профессия, сравнимая разве что с нейрохирургией по степени точности и ответственности. Олег и Екатерина Подолины по распределению попали в музей истории Великой Отечественной войны, пришли осмотреться и поняли — это их место.
Как говорят в музее, есть два типа сотрудников: одни приходят временно и на календаре отмечают оставшиеся дни, а другие попадают сюда однажды и остаются на сорок лет. Семья молодых художников, похоже, относится ко второй категории — уж очень эффектно смотрятся Олег и Катя в мастерской. Такое чувство, что они уже давно здесь укоренились. С первым рабочим местом ребятам повезло, они и сами это признают:
— Нам здесь очень интересно, и даже мыслей не возникает о том, что мы можем уйти из музея. Занимаемся своим любимым делом, и работы хватит на годы вперед. Недавно приводили в порядок дневник солдата. Конечно, экспонат не для выставки, там много личного, но это была потрясающая работа.
Пока что Катя с Олегом заняты реставрацией экспонатов на бумажных носителях, а в перспективе у них и ткани, и дерево, и оружие, и живопись. Но одних документов — боевых листков (рукописных партизанских газет), писем, листовок, которые требуется срочно спасать, хватит, пожалуй, на несколько жизней. 70 — 80 тысяч единиц. Некоторые еще даже не зарегистрированы в фондах — нужно сперва «вылечить» экспонаты, чтобы они не погибли в процессе инвентаризации.
Иные документы настолько ветхие, что на них и дышать страшно. Катя берет их тоненькими пальчиками и показывает: вот здесь заклеили разрывы, восстановили утраченные места, тут посадили края на специальную бумагу, иначе лист было просто не взять в руки, положили разглаживаться под пресс. Кажется, эти ребята нашли себя в профессии. Не всем так везет с первого раза: некоторые ищут всю жизнь, и, пожалуй, дело тут не в распределении.
Среди студентов есть и те, кто успешно стажируется на предприятиях во время учебы и даже выполняет там свои курсовые, дипломные проекты, детализирует Светлана Виноградова, первый проректор БГАИ:
— Факультет дизайна самый крупный по выпускам, конкурсы при поступлении традиционно высокие, здесь готовят востребованных специалистов в области промышленного дизайна, дизайна костюма и ткани, телерекламы, дизайна интерьеров и мебели и др. Отдельные наши студенты проходили во время обучения стажировки за рубежом в автомобильных холдингах Opel, Audi, Volvo. Один из них уже работает на европейском автомобильном производстве. Выпускники–дизайнеры поступают на ведущие предприятия — ЗАО «Атлант», «Пинскдрев», в Объединенный институт машиностроения НАН, минское ОАО «Проммебель». Многие там себя реализуют и не считают, что их творческие порывы как–то ущемлены.
Как определить, останется ли отработавший положенные два года специалист там, куда забросили его судьба и распределение, или уедет при первой возможности? Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Вилейского района Сергей Павловский нашел закономерность:
— Если выпускник самостоятельно решает все вопросы, приезжает, обустраивается на месте, готов осваивать новые направления, есть шанс, что из него выйдет толк. А когда девочку привозят мама с папой, это практически гарантия, что она у нас не останется. Ну и на круг обязанностей реагируют все по–разному. В селах нужны специалисты широкого профиля, не каждый к этому готов, многие отказываются делать то, что выходит за рамки их специальности, и перераспределяются. Имеют право, никто с этим не спорит.
В качестве причины для отъезда и перераспределения часто называют жилищные проблемы, признает Сергей Федорович:
— Не всегда на селе мы можем создать условия, подходящие для городских ребят, не умеющих топить печку, например. А иногда бывает обидно: обращаемся к руководителям хозяйств, просим обеспечить молодым специалистам достойное жилье, они идут навстречу — а сотрудник работает средненько, без огонька, отбудет свой срок и скорее домой. Поэтому мы стараемся делать ставку на уроженцев нашего района, которые возвращаются после учебы если не в родные места, то куда–то рядом.
В Вилейке думают и об амбициях вчерашних выпускников: тот, кто отказался от огней мегаполиса, чтобы работать здесь, имеет все шансы быстро сделать карьеру. При условии, что проявит себя, уточняет Сергей Павловский:
— Например, директор Дворца культуры Алеся Высоцкая приехала по распределению, полгода поработала худруком, и мы ее поставили директором. Сначала она стеснялась, боялась не оправдать надежд, а сейчас прекрасно себя зарекомендовала, организовала ремонт, во дворце работает множество коллективов... Есть и другие примеры.
Конечно, не везде дело поставлено, как в Вилейке. Но в целом молодежь нынче с большей охотой отправляется если не в село, то в региональные и районные центры. Петр Дударенко, первый проректор Белорусской государственной академии музыки, видит некоторые положительные изменения:
— Я со всей ответственностью могу заявить, что пока академия имеет ежегодно больше заявок, чем выпускается студентов. Конечно, большинство стремится остаться в Минске. Но выравнивается уровень жизни в столице и регионах — и ассортимент в магазинах, и варианты досуга. Так что ребята с удовольствием едут в Брест, довольно хорошие условия создают для наших студентов в Мозыре, Лиде, Молодечно. И все меньше слез на распределении. Хотя надо учитывать, что выпускники БГАМ готовятся все–таки в большей степени для профессиональных коллективов — оперного театра, филармонии, музыкального театра, и именно эти учреждения культуры мы обеспечиваем в первую очередь.
Без рабочего места в этом году никто из выпускников не остался, заверил Анатолий Мукалов, зам. начальника отдела учреждений образования и работы с творческой молодежью Министерства культуры:
— Молодые специалисты пришли в ведущие коллективы — театры, оркестры, преподавателями в учебные заведения. Каждый получил место работы как в государственных, так и в негосударственных учреждениях. С марта–апреля, когда проходило распределение, к нам ни один человек не обратился с проблемой, что ему негде работать, никаких жалоб и претензий не было. Всем предоставили возможность трудиться, а ряду талантливых выпускников ссузов — поступить в высшие учебные заведения не только Беларуси, но и России, не так давно было подписано несколько таких контрактов.
ovsepyan@sb.by
Советская Белоруссия №173 (24554). Четверг, 11 Сентября 2014.