Такой шик, что даже шок

Кипит работа на 11-м открытом фестивале кино стран СНГ и Балтии "Киношок", который традиционно проводится в Анапе.
Кипит работа на 11-м открытом фестивале кино стран СНГ и Балтии "Киношок", который традиционно проводится в Анапе.

Ежедневно международное жюри смотрит три конкурсные ленты, а кинокритики ведут весьма жесткие обсуждения не только фильмов, но и кинопроцесса в целом. Так, на днях представляла свои работы Беларусь. Режиссер Валерий Рыбарев, 12 лет снимавший свой последний фильм "Прикованный", услышал наконец мнение зрителей и профессионалов о своей работе. По оценке большинства кинокритиков, современное белорусское кино все еще переживает последствия полного развала советской киноиндустрии и отчаянную национальную самоидентификацию. Выражаясь проще, критика сочла эксперимент Рыбарева неудачей честного человека, не ставшего размениваться на "халтуру" и "конъюнктуру".

На фестивале работают представители кинопроката и телевизионные боссы, которые просто отказываются воспринимать всерьез такие термины, как "творческий поиск" или "эстетический шок", рекомендуют современным режиссерам ориентироваться на такие понятия, как прайм-тайм и прибыль. На этом фоне вынуждены признать тот факт, что белорусское кино действительно еще выглядит компанией, не сформулировавшей конкретные цели своего обретания в мировой киноиндустрии. Впрочем, комплекс экономической и художественной несостоятельности присущ большинству национальных кинематографий стран СНГ и Балтии.

Вчера мы смотрели картины эстонского режиссера Аро Ихо "Сердце медведицы", "Лошадка" молдаванина Николая Гибу и "Убитые молнией" питерца Евгения Юфита. Все три фильма объединяют болезни роста национального кино. Режиссеры отчаянно пытаются сократить путь между собственно киношедеврами и зрителем. Аро Ихо испытывает цивилизацию естеством: его герой - горячий эстонский парень - находит себя в тайге с трудностями быта и преданиями северных народов. Фильм продолжает традиции советского киноэпоса, но его трудно представить себе в конкурсе любого из европейских кинофестивалей. Николай Гибу из Молдовы и вовсе не пытается заинтересовать зрителя, продвинутого или прогрессивного, оперируя в новелле "Лошадка" банальным советским киноинструментарием. Его апелляция к фольклору напоминает телевизионный "научпоп" середины 80-х.

Российская кинокритика с благодарностью и особой нежностью воспринимает на "Киношоке" режиссуру российскую. Что совершенно понятно. Из всех киностудий и киношкол советской эпохи одна Россия сохранила некую видимость развивающегося кинопроцесса, располагая мускулами и финансами для серьезной борьбы с гигантами мировой индустрии. Так, для всех нас здесь, в Анапе, настоящим шоком стало известие о победе Андрона Кончаловского на кинофестивале в Венеции. Краснодарский кинофорум воспрял духом и словно бы поверил в российских режиссеров. В таком настроении все и пришли на просмотр фильма питерца Юфита "Убитые молнией". Картину на пресс-конференции окрестили маленьким шедевром, симфонией в кино и обнаружили в ней симпатичный перевертыш: вроде бы картина высоколобая и далеко не всем понятная, но архетипы, предлагаемые режиссером Юфитом, - трагедия "Курска", Интернет, девочка, отец - они вечные, подлинные, как само искусство.

Таким образом, на фестивале "Киношок" все очень серьезно, и назвать его легким развлекательным фестивальцем у моря никак нельзя. Здесь фланируют звезды легендарного советского кино: Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Ивар Калниньш, Наталья Варлей, Рустам Ибрагимбеков, Лариса Голубкина. Их на праздник пригласили не столько для "шока", сколько для придания шика фестивалю. Ежедневные прогулки в краснодарские станицы украшают фестиваль в Анапе фантастически. Такие поездки помогают понять, что ностальгия по советским временам присуща не только режиссерам или создателям кино, эта ностальгия распространяется на все области нашего с вами существования. Преодолеть ее на сегодняшний день не представляется возможным...

Анапа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter