Такое не забудешь

Валерий Николаевич Бердяев рос в классической советской семье: мать — учительница, отец — служащий
Он рос в классической советской семье: мать — учительница, отец — служащий. Жили в Башкортостане. На войну будущий полковник попал в семнадцатилетнем возрасте, не успев закончить школу. «Мой путь к Берлину был длинным», — начинает свой рассказ Валерий Николаевич Бердяев. Оказавшись на фронте недалеко от Курской области в августе 1943-го, он участвовал в освобождении Украины и Беларуси: Речица, Гомель, Тернополь, Львов…

Валерий БЕРДЯЕВ: «9 мая нам в качестве подарка устроили поход в кинотеатр».
Валерий БЕРДЯЕВ: «9 мая нам в качестве подарка устроили поход в кинотеатр».

В то время Валерий Бердяев оказался самым молодым среди товарищей. Как вести себя при обстреле, как прокладывать телефонную линию – всем этим маленьким военным  хитростям телефониста Бердяеву пришлось научиться в считанные дни. «Примерно в январе—феврале 1944 года меня посадили дежурить на коммутаторе. Должность ответственная: связь всех полков дивизии со штабом. Так я прослужил до июня», — вспоминает ветеран.

Попутно Валерий Николаевич научился бегло говорить по-немецки: «Пленные немцы сидят перед допросом, мы подойдем и вкратце расспросим, откуда они, какой род войск, есть ли семья. Так и запомнил основы». Знание языка вскоре пригодилось: молодого телефониста отправили на учебу в Москву, на курсы военных переводчиков. Командир роты был против, переубедить начальство удалось только при помощи сослуживцев. На полгода война отошла на второй план — начались ежедневные восьмичасовые курсы.

По окончании учебы в конце апреля 1945 года Валерия Николаевича вновь отправили на фронт, на подступы к Берлину: «Меня назначили военным переводчиком штаба 216-го мотострелкового полка. В городе боевые действия идут совсем по-другому. Противник может быть где угодно: за углом, в соседнем здании, на другой улице. И на фронте, и здесь каждый надеялся: может, проскочу. Мне повезло, я проскочил». Бердяев вспоминает, что враг не спешил сдаваться на своей земле. Воевали немцы дерзко, до последнего,  складывали оружие, только когда оказывались в полном окружении.

Валерий Николаевич припоминает такой эпизод: «Наши солдаты пригнали из какой-то деревни корову, чтобы молоко было свое. Тут немка подбегает с котелком и давай доить буренку. А наши ребята стоят и улыбаются: ведь не жалко этого молока. Уверен, немцы поступили бы иначе». 

И тут же рассказывает еще один запомнившийся случай  в Берлине: «Дома в большинстве своем были пустыми, мы располагались в них. Заходим в один, а на верхнем этаже пара осталась, пожилые немцы. Я им объяснил, что мне нужно переночевать. Хозяйка расстелила постель, я лег спать… Утром просыпаюсь, а мне эта немка заваривает чай и хлеб дает. Я удивился и поблагодарил ее, но от хлеба отказался: нас учили, что еду могут отравить».

В 1944-м молодого телефониста направили на курсы переводчиков.
В 1944-м молодого телефониста направили на курсы переводчиков.

Утром 2 мая поступил приказ прекратить огонь. Немцы тоже перестали стрелять. Объявили, что Берлин капитулировал. Вскоре немцы начали складывать оружие и выходить с белыми флагами. На окнах жители вывесили простыни. Следующие несколько дней были относительно спокойными. Понятно было, что война закончится совсем скоро, и советские войска действовали максимально осторожно: кому ж охота погибать,  когда в воздухе ощущается запах Победы.

Валерий Николаевич не понимает: в Берлине были разрушены очень многие здания, но только не военные объекты. «Видно, американцы и британцы бомбили город, чтобы запугать население. Много видел уничтоженных ими гражданских объектов, но почему-то все казармы немецкие были целыми». Гуляя по Берлину, он не пошел в Рейхстаг: «Думаю, надписи на стенах делали не те солдаты, которые его штурмовали. Им некогда было, да и где краску с мелом взять? Нужно было выполнить задание и остаться живыми в последние часы войны, а не надписи на память оставлять».

Новость об окончании войны Валерий Николаевич сначала не понял: быструю немецкую речь по радио разобрать сложно, было понятно только одно слово, которое чаще 

всего повторялось, – «кapi-tulation». Шел вечер 8 мая 1945 года. На следующий день командир полка всех собрал и объявил: «Война окончена». В качестве праздника им устроили поход в кинотеатр на фильм «Иван Грозный».

Следующие пять лет Валерий Николаевич провел в Германии, а затем решил продолжить образование и поступил в Минский государственный педагогический институт иностранных языков (теперь МГЛУ): «Немецкий и так хорошо знал, поэтому начал изучать английский». Закончил службу в звании полковника, в 1973 году Валерию Николаевичу поручили создать военную кафедру в институте. 

День Победы ветеран обычно встречает дома, с семьей. Говорит, что ни с кем из сослуживцев контактов не поддерживает: связей не осталось. Но всех помнит даже спустя семьдесят лет. Разве такое забудешь...

Станислав ИВАНЕЙКО

Из винтовки по самолету


ноября по декабрь 1942 года легендарный советский снайпер Василий Зайцев в битве под Сталинградом уничтожил 225 немецких солдат и офицеров. Перевес советских снайперов, особенно в первые месяцы войны, был подавляющим. В 1932 году Президиумом Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР было учреждено звание «Ворошиловский стрелок», к которому прилагался соответствующий значок. У значка было две степени, получить вторую считалось особенно почетным, поскольку для носителя такого звания требования были сложнее. Стрелять необходимо было из боевой винтовки. Программа подготовки действовала семь лет, за это время обладателями звания «Ворошиловский стрелок» стали около девяти миллионов советских граждан.

Стиль Суркова

Таежный охотник из Красноярского края старшина Михаил Сурков уничтожил 702 фашиста. Выдержка, терпение — это качества настоящего добытчика, коим и был Михаил Ильич до войны. Много часов лежать на снегу без малейшего движения — этому Сурков научился в Сибири. В деревне он был лучшим следопытом. Ну и, конечно, стрелком от Бога. Зверя бил в глаз, чтобы не испортить шкуру. Мастерски контролировал дыхание, ведь было важно не только не замерзнуть, но и в нужный момент нажать на курок. Все это пригодилось на фронте. Чутье на опасность у снайпера было поразительное. Подчас одной сломанной веточки или малейшего изменения в пейзаже ему хватало, чтобы принять решение о смене позиции.

Стиль у Суркова был такой: найти точку поближе к фашистам и затаиться. Все равно ведь по нужде выскочат, любил приговаривать Михаил Ильич. Но долго на одном участке фронта Суркова не держали. У любого снайпера есть свой почерк, по которому его выслеживали и устраивали на него засаду. Вот и перебрасывали с одного места на другое.

После того как Михаил Ильич пристрелил 702-го фашиста, да еще в присутствии кинооператора, заснявшего на пленку всю «охоту», портрет Суркова был опубликован в печати. После этого, чтобы не рисковать бойцом, его перевели в тыл — готовить смену.

«Зенитчик» Етобаев

Бурят по национальности, Арсений Етобаев не только уничтожил более трехсот гитлеровцев, но и сбил два самолета. Самое интересное, что поначалу он руководил взводом снабжения. То есть поставлял на передовую горячую пищу для воюющих. И, как сообщается в наградном листе от 1942 года, после доставки пищи под минометным огнем противника Етобаев брал в руки винтовку и выходил в самое опасное место. Будучи прирожденным снайпером, он уничтожал пулеметные расчеты противника и снайперов-«кукушек». В апреле 1942-го Етобаева назначили командиром стрелкового взвода. 14 июня 1942 года он сбил немецкий самолет «Хейнкель-111», а через 4 дня — бомбардировщик «Юнкерс-87». Всего на счету Етобаева 356 гитлеровских солдат и офицеров.

Враг у ворот

В 2001 году вышла картина Жан-Жака Анно «Враг у ворот», в которой Джуд Лоу играет русского снайпера Василия Зайцева, ведущего снайперскую дуэль с немецким визави майором Эрвином Кёнигом. Фильм изобилует ляпами, большинство из которых вызваны стереотипами западного кинематографа. Схватка Зайцева с Кёнигом — более реальна, если только не учитывать то обстоятельство, что майора Кёнига некоторые исследователи считают вымышленным персонажем. А вот немецкая снайперская винтовка Mauser 98k, добытая Зайцевым под Сталинградом и хранящаяся в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил в Москве, — это факт. Кому бы она ни принадлежала, это был очень серьезный соперник.

Не придуманный персонаж, к сожалению, Маттиас Хетценауэр — самый успешный фашистский снайпер. Он убил 345 бойцов Красной армии, в 1944 году был взят в плен, где пробыл пять лет. И все же даже немцы признавали, что в подготовке снайперов они сильно отставали от противника.

Павел ПЛОТНИКОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter