Гомельской области уже пятый год проходит значимая акция «Дорогами сожженных деревень»

Так убивали людей на Гомельщине

В Гомельской области уже пятый год проходит значимая акция «Дорогами сожженных деревень»
В Гомельской области уже пятый год проходит значимая акция «Дорогами сожженных деревень». Ее итоги подвели к очередному Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны.


Акция на Гомельщине, о которой наш рассказ, именно патриотическая. Она помечена глубокой и непреходящей болью за наши уничтоженные деревни, многие из которых разделили страшную участь Хатыни. 136 тысяч мирных жителей области, а это в основном дети, женщины, люди преклонного возраста, зверски сожжены и расстреляны фашистскими изуверами.

Инициатор акции — Гомельское областное отделение Белорусского фонда мира (БФМ). Его председатель, обладатель почетного звания «Международный посланник мира» Тимофей Глушаков рассказывает:

— Эти наши марши-акции с волнением восприняты в тех районах, где особенно зверствовали гитлеровцы и оставили после себя кровавые следы. На Гомельщине за годы войны полностью или частично сожжено 1126 деревень, из них 33 так и не возродились. Поэтому и наши мероприятия, которые проводим с мая 2012 года, называются маршами-акциями памяти и скорби «Дорогами сожженных деревень». За время акции мы собрали столько фактов о диких зверствах фашистов, столько услышали воспоминаний, что кровь стынет в жилах. Наша главная цель — сохранить и донести молодому поколению историческую правду о Великой Отечественной.

В акции традиционно участвуют активисты фонда, школьники, представители власти, ветеранских организаций, БРСМ, местные жители. У братских могил и мемориалов жертвам фашизма проходят тематические концерты-реквиемы, встречи с оставшимися в живых очевидцами тех трагических событий. 

От их воспоминаний щемит сердце, выступают на глазах слезы даже у прошедших всю войну ветеранов. Проходил траурный митинг в некогда сожженной деревне Копанка Ельского района. Ее жители рассказали о страшном дне 18 июля 1942 года. Каратели согнали людей в сарай и подожгли его. За теми, кому удалось вырваться из огня, изверги гнались три километра, прочесывали ржаное поле, не щадили даже детей. И все-таки около тридцати человек спаслось… Уцелела и жительница Копанки Василиса Прохорова, женщина удивительной судьбы, потрясающей силы воли и мужества.

Она была первой трактористкой в местном колхозе. В сожженной родной деревне Василиса похоронила мужа и двух дочерей: старшей исполнилось пять лет, младшей — лишь годик. Ее саму, всю израненную, покалеченную, партизаны забрали в свой отряд. Когда наши войска освободили Гомельщину, Василиса была мобилизована, дошла до Берлина.


А в деревне Тонеж Лельчицкого района в зимний день 1943 года каратели согнали мирных жителей в церковь и подожгли ее. В страшных муках погибли люди, а деревня сгорела дотла.

«Самые волнующие минуты акции — когда мы жмем руки и благодарим оставшихся в живых сельчан этих деревень, — продолжает Тимофей Глушаков. — Мы говорим им сердечное спасибо за стойкость, мужество, память о пережитом. За время проведения акции ста местным жителям, чудом спасшимся в том аду, вручены памятные подарки, приобретенные на средства фонда».

Есть еще одна важная составляющая этой акции — участие областного отделения БФМ в обновлении мемориальных комплексов, обелисков, воинских захоронений. За счет добровольных пожертвований собрано 315 миллионов рублей. На эти средства реконструированы 17 памятников, обелисков и воинских захоронений в 15 районах Гомельщины.

Что же сделано конкретно? Реконструированы мемориалы в урочище Лядцы Добрушского района, в Рогачеве, Чечерском, Октябрьском районах. В трех районах обновлены воинские захоронения и братские могилы. Выделили средства на поддержание известного мемориала детям — жертвам фашизма в деревне Красный Берег Жлобинского района и т.д. Разумеется, оказана финансовая поддержка в обновлении мемориалов в тех местах, где проходила акция «Дорогами сожженных деревень», в частности в деревнях Каменка-Стрелковская Рогачевского и Тонеж Лельчицкого районов.

«Живые, помните о нас», — будто слышим через десятилетия эти голоса, когда бываем у мемориалов в память о сожженных селениях и людях. Мы помним, ибо это нужно живым.

Михаил ШИМАНСКИЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter